абу София   04-10-2018, 05:55 PM
#1
_________________


Как правильно уверовать в предопределение с его добром и злом?


Имам Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если кое—кто спросит: «Очевидно, что Аллах предопределил во вселенной то, что Ему не любимо, как может Аллах предопределять то, что Он не любит?», то ответ будет таков: «Любимое делится на две части:
Первая: любимое само по себе.
Вторая: любимое по причине иного.
Любимое по причине иного может быть нехорошим само по себе, однако оно может быть любимым из—за того, что в нем содержится мудрость и польза. В таком случае с одной стороны оно является любимым, а с другой нехорошим.
Приведу пример этого:
Зло на земле, исходящее от израильтян, является само по себе нелюбимым для Аллаха, потому что Всевышний Господь не любит ни зло, ни злодеев, но это зло, с другой стороны, по причине мудрости, которую оно содержит в себе, является любимым для Аллаха, Всемогущего и Великого. Аллах не любит засуху, бесплодную землю, болезнь, бедность (и прочее), так как Он — Дарующий милость, Который не любит причинять страдание своим рабам чем—то из этого, однако Он предопределяет это по причине мудрости, которая следует из этого, поэтому это с одной стороны является любимым для Аллаха, а с другой стороны — нет…
Если кто—нибудь спросит: «Как может быть вещь любимой с одной стороны, а с другой неприятной?», то ответим ему следующим образом: когда человек болеет, то ему прописывают лекарство, которое является на вкус горьким и имеет неприятный запах и вид. Этот человек принимает его, хотя оно ему неприятно по причине его горькости и неприятного запаха и вида, но он любит его из—за того, что в нем содержится исцеление. Также врач прижигает больного горячим железом, от которого больной испытывает боль. Эта боль является для него неприятной с одной стороны, а с другой — любимой (так как после такой процедуры лечения больной ожидает выздоровления)»
(см.: «аль — Коулюль- Муфид» стр.16 — 17).
Имам Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «В предопределении Аллаха нет зла, однако зло может быть в предопределенном, и это объясняется тем, что в предопределении со стороны действия Аллаха — все благо, и на это указывают слова Пророка (ﷺ), сказавшего: «Зло не от Тебя (о Аллах!)» (Муслим 771). То есть к Нему не приписывается зло, так как в самом предопределении Аллаха отнюдь нет зла, поскольку оно исходит из милости и мудрости Аллаха. Ведь чистое зло исходит лишь от зловредного, а от Аллаха Всевышнего исходит лишь добро.
Если это так, то как мы ответим на то, как верующий — мусульманин обязан уверовать в предопределение Аллаха с его добром и злом?
Ответ:
«Мы говорим, что зло и добро может быть в отношении творений, а что касается основы действия Аллаха Всевышнего, что называется предопределением, то в нем нет зла. Пример этому: Всевышний Аллах сказал: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки (из грехов), чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они (покаялись Аллаху) и вернулись (от своих грехов, чтобы улучшилось их положение и упорядочились их дела)» (сура «ар — Рум» аят 41).
В словах Аллаха «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки (из грехов)» содержится объяснение причины зла на земле, а что касается мудрости этого, то она заключается в следующих словах Всевышнего: «Чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они (покаялись Аллаху) и вернулись (от своих грехов, чтобы улучшилось их положение и упорядочились их дела)». Итак, засуха, болезнь, бедность и прочее являются невзгодами, но их результат является хорошим. Посему зло не относят к Господу, однако его приписывают к творениям, но с одной стороны это для них зло, а с другой — благо. Таким образом, это будет злом с точки зрения страданий, а добром со стороны похвального результата. (Всевышний Аллах сказал) «…чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они (покаялись Аллаху) и вернулись (от своих грехов, чтобы улучшилось их положение и упорядочились их дела)».
Одной из мудростей того, что среди творений имеет место добро и зло, является то, что если бы не было зла, то не знали бы добра, как было сказано: «По причине противоположности проясняются дела». Если бы все люди пребывали в добре, то мы не узнали бы зла, точно также, если бы все люди пребывали во зле, то мы не познали бы добра. Тоже самое говорится в отношении красоты, которая познается по причине существования безобразия. Если бы все вещи были прекрасными, то мы не узнали бы некрасивое.
Таким образом, по причине существования зла мы знаем добро, однако то, что Аллах создал это зло, не является злом, поскольку есть разница между действием (делающего) и тем, на кого пало это действие (делающего). В действии Аллаха, которое является Его предопределением, нет зла, однако то, на кого пало действие, делится на добро и зло, а это зло, которое существует среди творений, происходит для великой мудрости.
Если кое—кто спросит: «Почему Аллах предопределил зло?», то ответом будет следующее:
во — первых, для того, чтобы по причине зла знали и ценили добро;
во — вторых, чтобы обращались к Аллаху, Всемогущему и Великому;
в — третьих, чтобы каялись Аллаху за свои грехи.
Сколько из людей стараются поминать Аллаха днями и ночами, опасаясь зла творений! Ты видишь, как они стараются соблюдать эти поминания Аллаха для того, чтобы это стало причиной защиты их от зла. Это зло среди творений побуждает человека к соблюдению поминаний Аллаха, и в нем добро для него.
Приведем пример мужчины, имеющего сына, по отношению к которому он испытывает сильное сострадание. Его сына постигла болезнь и ему назначили лечение путем прижигания огнем. Нет сомнения, что огонь является причиняющим боль, однако отец прижигает своего сына в надежде принести ему пользу. Прижигание является злом, однако его результат– благой.
Если ты будешь знать, что во всех действиях Аллаха (во всех Его решениях) лишь добро, то ты обретешь спокойствие в предопределенном Аллахом и покоришься полностью, и твое положение будет таким, как Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал: «Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он направит (к покорности распоряжением своего Господа и довольству Его предопределением)» (сура «ат — Тагабун» аят 11).
‘Алькама (относительно этого аята) сказал: «Это такой человек, который во время постигшей его беды знает, что это происходит по воле Аллаха, и поэтому проявляет довольство и покоряется».
Если человек действительно станет довольным предопределением Аллаха, то он обретет спокойствие во время печали и беспокойства»
(см.: «Шарх аль — Арба’ин ан — Науауийа» стр.60 — 61).

Отрывок из статьи «Вера в предопределение Аллаха» подготовленной Абу Сумаей Казахстани.
  
Users browsing this thread: 2 Guest(s)
Powered By TAVHID.COM, © 2002-2024 Tavhid Forum.
Made with by Curves UI.