абу София   07-18-2014, 01:21 PM
#1
БисмилЛяхи ар-Рахмани ар-Рахим

Что лучше для больного и путника, поститься или разговляться?


Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Мы говорим, что лучше для него совершать то, что будет для него более легким. Если же в соблюдении поста будет вред ему, то в таком случае поститься ему запрещено, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «И не убивайте самих себя, поистине, Аллах милостив к вам» (ан-Ниса, 29). Поистине, этот аят указывает на то, что бы ни причиняло человеку вред, оно является для него запретным.
Если же кто-нибудь скажет: «Этот аят касается лишь убийства, а не касается любого вреда», то мы скажем: Да, подобное понимается из внешнего смысла аята. Однако ‘Амр ибн ‘Ас привел в качестве довода этот аят на само вред, после чего Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) подтвердил это. Однажды Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) отправил ‘Амр ибн ‘Аса с отрядом (для решения чего-то), потом тот осквернился в пути и совершил очищение песком (тайаммум), не совершив полного омовения. После возвращения с похода, Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал ему: «Разве ты совершил намазы со своими спутниками, тогда как ты был в состоянии осквернения?» Он ответил: «О Посланник Аллаха, я вспомнил аят: «И не убивайте самих себя, поистине, Аллах милостив к вам» по причине чего я совершил тайаммум землей, так как ночь была холодной. После чего Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) улыбнулся, подтверждая тем самым его поступок».
И на основании этого, мы говорим: Если пост вредит больному, то пост в отношении него является запретным.
Если кто-нибудь спросит: «Как определяется вред? - то мы ответим: Поистине, вред может познаваться чувством или сообщением. Что касается чувства, то это когда больной ощущает, что пост ему навредит, вызовет боли, станет причиной промедления выздоровлений и прочее.
Что касается сообщения, то это когда сообщает ему знающий врач, который уверен в том, что пост ему навредит. Поэтому если ему сообщит какой-нибудь простолюдин, который не является врачом, то его мнение не принимается в расчет. Если же ему сообщит незнающий врач, который изучает медицину, то его мнение не принимается так же.
Обуславливается ли то, чтобы врач был мусульманином, дабы мы ему доверяли, так как не мусульманин не надежный?
Правильным является то, что не обуславливается. Поистине, если мы доверяем его мнению, то поступаем согласно его мнению, что пост снимается (от больного), поскольку это его ремесло. Быть может, неверующий заботится о своем ремесле и репутации, по причине чего говорит лишь правильное мнение, в котором он уверен. Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) доверял неверующему, находясь в опасном для себя положении. Когда Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) переселялся из Мекки в Медину, то нанял мужчину многобожника, чтобы он указывал ему дорогу. (аль-Бухари, 2144). Это положение было для него опасным, поскольку курайшиты разыскивали Посланника (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) и обещали сто верблюдов тому, кто укажет, где находится Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). Однако Посланник (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) доверился ему, что указывает на то, что если мы доверяем многобожнику-неверующему, то мы принимаем во внимание его мнение.
Вопрос: Что лучше для путника, поститься или же разговляться?
Ханбалиты считают лучшим не поститься, более того они считают порицаемым поститься в пути.
Шафи’ты же говорят, что поститься лучше.
Правильное мнение заключается в подробном изложении. Если для путника поститься и разговляться легко, то тогда ему лучше поститься, а если ему тяжело поститься в пути, то тогда ему лучше разговляться.
Довод на это служит следующий хадис: Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) когда был в пути, разговелся лишь тогда, когда ему сообщили, что людям тяжело поститься, и они ожидали действие Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). Во время похода для открытия Мекки Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) постился, пока не дошел до места, которое называется «кур’ ал-гъамим [1], не смотря на то, что сподвижники знали, что постящийся имеет выбор между постом и разговением, однако они желали подражать Посланнику (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). После чего Посланник (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) после ‘асра (послеполуденного намаза) велел принести кружку воды и поднял ее над головой, а когда люди стали смотреть на него, отпил из нее. Сподвижники наблюдали за ним, чтобы подражать ему. Спустя некоторое время ему сообщили, что все еще есть люди, которые продолжают поститься. Тогда он сказал: «Они неповинующиеся! Они неповинующиеся!» (Муслим 1114), поскольку они постились с тяжестью.
Поэтому мы говорим, что если тяжело поститься в пути, то лучше тогда не поститься. А если эта тяжесть невыносимая, то поститься в таком случае запрещено»
(См. «Шарх Мумтиъ» 3\20-22).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «И это мнение у меня является более правильным, что поститься в пути лучше. За исключением того человека, который ощущает тяжесть, даже если это небольшая трудность, в таком случае ему лучше не поститься в пути. Кто опасается за себя вреда, или ощущает непереносимую тяжесть, то пост в отношении него является запретным, поскольку он отказывается от разговения, не смотря на то, что ощущает невыносимую тяжесть, что указывает на излишество в религии. Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Пропали излишествующие!»» (См. «Шарх Булугуль-Марам» 3\72).

И в заключении воздаю хвалу Аллаху, Господу миров!



Перевод: Абу Сумая Казахсатни

[1] Прим. переводчика: кур’ ал-гъамим – это название долины, которая находится на расстоянии 64 км от высокочтимой Мекки. (См. Шейх Бассам ибн АбдуЛлах Бассам «Шарх Булугуль-Марам» 2\223).

  
Users browsing this thread: 1 Guest(s)
Powered By TAVHID.COM, © 2002-2024 Tavhid Forum.
Made with by Curves UI.