БисмилЛяхи ар-Рахмани ар-Рахим
Каково положение женщины, которая очистилась от месячных перед наступлением утренней зари, постится ли она этот день?
Высший совет ученых Саудовской Аравии ответил:
«Она постится этот день и совершает полное омовение, даже если (совершит полное омовение) после восхода утреней зари. Откладывание полного омовения до времени, когда уже появится утренняя заря (фаджр), не влияет на пост» (См "Фатауа Ладжнатуль-Даийма" 10\327).
Шейха Ибн База (да смилуется над ним Аллах) спросили относительно того, если женщина очистилась от менструаций до утренней зари и совершила полное омовение, каково положение этого вопроса? Шейх ответил:
«Ее пост является действительным, если она была уверена в том, что она очистилась до утренней зари. Важно, чтобы женщина была уверенна в том, что она очистилась от месячных, поскольку некоторые женщины полагают, что они очистились, тогда как они не очистились. Поэтому раньше женщины приходили с хлопком ваты к Айше (да будет доволен ею Аллах) и показывали ей признаки очищения. Она же им говорила: «Не спешите, пока не увидите белое выделение» (См. «Ируа аль-Галиль» 198).
Поэтому женщина должна не торопиться, пока не убедится в том, что она очистилась. Если она очистится, то она намеревается на пост, даже если она совершит полное омовение после восхода утренней зари. Однако ей надлежит также оберегать намаз, спеша совершить полное омовение, дабы совершить утренний намаз в свое время. До нас дошло, что некоторые женщины очищаются до утренней зари или после, однако откладывают совершение полного омовения до времени, когда уже появится солнце, под предлогом, что они хотят совершить полное омовение безупречнее и более чисто. Это ошибка, так нельзя поступать как в месяце Рамадан, так и в другие месяцы, поскольку для женщины является обязательным спешить совершить полное омовение, чтобы совершить намаз в свое время. Ей надлежит ограничиться обязательным совершением полного омовения (гъуслья) [1], дабы совершить намаз (своевременно). А если пожелает после восхода солнца еще раз искупаться, чтобы безупречно очиститься, то нет в этом проблем. Положение женщины, которая находится в состоянии месячных, подобно той женщине, которая в состоянии осквернения (джанабы), и искупалась лишь после восхода утренней зари, в этом случае нет ничего порицаемого, и пост ее является действительным. Так же, как и мужчина, если будет находиться в состоянии осквернения (джанабы), и искупается лишь после восхода утренней зари, тогда как он был в состоянии поста, то нет в этом ничего запретного для него. Ибо было утверждено от Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), что он встречал рассвет, будучи в состоянии осквернения после ночи, проведенной с женой, затем он купался после восхода утренней зари (и продолжал поститься)» (аль-Бухари 1925, Муслим 2645).
А Аллаху ведомо лучше!» (См. «Маждумъ Фатауа» 15\191).
И в заключении воздаю хвалу Аллаху, Господу миров!
Перевод: Абу Сумая Казахстани
[1] Прим. переводчика: Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Обязательным в совершении полного омовения является то, когда человек обливает все свое тело водой любым способом, независимо от того, начинает он с малого омовения, или с головы, или с бока или же с нижней части тела. Главное, чтобы вода пролилась на все его части тела.
Если спросит кто-нибудь: «А какой довод на то, что обязанность совершения полного омовения (от осквернения) - это, чтобы вода пролилась на все тело человека?» - то мы скажем: Благословенный и Всевышний Аллах сказал: «Если вы находитесь в состоянии осквернения, то очиститесь» (аль-Маида,6). И Всевышний Аллах в этом аяте не упомянул с чего нужно начинать …
Если он спросит: «Разве не поясняет ли действие Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) этот обобщенный аят?» – то мы ответим: Да, это будет основательным доводом, если бы не пришла сунна со своим пояснением, что то - описание полного омовения от осквернения, которое упомянула Айша, не является обязательным действием. А этой сунной является хадис, который приводит аль-Бухари относительно повествования некого мужчины, который стоял в стороне мусульман и не совершил вместе с ними молитву. После чего Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) спросил его об этом. Тот ответил: «Я осквернился, а воды нет». Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «В таком случае тебе следует использовать чистую землю, и этого будет для тебя достаточно!». Затем, когда воду привезли, Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) дал сосуд с водой осквернившемуся и сказал ему: «Иди и облейся» (аль-Бухари351).
Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) не упомянул ему об образе полного омовения, о котором упоминается в хадисе Айшы. Если же это было бы обязательным, то непременно Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) разъяснил бы это, поскольку это место нуждается в разъяснении» (См. «Шарх Бугулуль-Марам» 1\334-335).