БисмилЛяхи ар-Рахмани ар-Рахим
Нарушает ли пост использование сурьмы и закапывание глазных, ушных и носовых капель?
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«По наиболее правильному мнению ученых, по причине глазных и ушных капель постящийся мусульманин не нарушает пост. Поэтому если он ощутит вкус капель в своем горле, то в качестве принятия меры предосторожности лучше возместить этот день, но это не является обязательным действием, поскольку уши и глаза не являются отверстиями для прохода еды и питья. А что касается носовых капель, то не дозволено использовать их, поскольку нос является отверстием для прохода. Поэтому Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Тщательно промывай нос, если только ты не постишься». Посему же кто использует их, то на нем возмещение исходя из этого хадиса…» (См «Маджуъ Фатауа» 15\260)
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Нет проблем использования сурьмы, будучи постящимся, так же, как нет проблем в использовании глазных и ушных капель. Даже если он ощутит ее вкус в своем горле, она все равно не нарушает его пост, поскольку она не подобна еде и питью, и не несет в себе смысл еды и питья. А довод этому является то, что когда Всевышний Аллах запретил принимать пищу и воду, после наступления рассвета, то Он не присоединил к ним то, что не содержит в себе смысл еды и питья. И это мнение, о котором мы упомянули, предпочел шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах. И оно является правильным. А что касается использования носовых капель, если она проникнет в желудок (или живот), то она нарушает пост, если это совершили сознательно. Исходя из слов Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям): «Тщательно промывай нос, если только ты не постишься» (Абу Дауд, 142,Тирмизи, 788 и др.)» (См. "Мажмуъу Фатауа уа Расаил" 19\205.).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) также сказал:
«Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, на том мнении, что сурьма не нарушает пост, даже если ее вкус дойдет до горла, поскольку она не именуется как еда и питье и не несет в себе значение еды и питья. И посредством ее не получают то, что обретают по причине еды и питья. И не пришло от Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) очевидного достоверного хадиса, который указывает на то, что сурьма нарушает пост. Поэтому основа – отсутствие нарушения поста и действительность поклонения, пока не будет нам доказано то, что она сделала недействительным поклонение. И это мнение его (Ибн Таймии) является верным, даже если человек ощутит вкус ее в своем горле» (См. «Маджмуъ аль-Фатауа» 25\233-235. И «Шарх Мумтиъ» 3\46.).
Шейха Ибн База (да смилуется над ним Аллах) спросили относительно того, каково положение использования сурьмы и некоторых средств украшения для женщин в дневное время рамадана? На что шейх ответил следующим образом:
«Использование сурьмы не нарушает пост ни женщин, ни мужчин по наиболее правильному мнению среди двух мнений ученых. Однако лучше использовать ее ночью (после заката солнца). Точно также и то, посредством чего обретается красота лиц, как мыло, крем и прочее из того, что касается внешней стороны кожи, к этому относится и хна, грим (аль-макйиадж) и им подобным, все это использовать нет проблем постящемуся, но вместе с этим не следует использовать грим, если он вредит лицу» (См. «Маджмуъ Фатауа»15\259).
И в заключении воздаю хвалу Аллаху, Господу миров!
Перевод: Абу Сумая Казахстани