абу София   09-07-2013, 10:30 AM
#1
БисмилЛяхи ар-Рахмани ар-Рахим


Можно ли вернуть жену после развода хул’а или следует заключить новый брачный союз? И считается ли хул’а таляком (разводом)?


Среди ученых существует разногласие относительно вопроса хул’а, считается ли она как развод (таляк), которая уменьшает число развода, по окончанию которого мужчина уже не имеет права вернуть жену?

Одни ученые сказали, что если расставание произойдет со словом хул’ а, или выкуп или же расторжение (фасхом), то тогда это считается фасхом (расторжением), если этим мужчина не будет намереваться на простой развод (таляк). Если же он этим будет намереваться на развод, то тогда это будет считаться таляком, даже если он объявил его, произнося слово хул’а, а не таляк. Но если же развод произойдет со словом таляк (развод), то тогда это считается таляком. И это известное мнение в мазхабе имама Ахмада.

Другие ученые сказали, что в любом случае это будет считаться таляком, даже если развод произойдет со словом хул’ а, или же расторжение, то все равно это будет считаться как таляк.

Третья группа ученых сказала, что в любом случае это будет считаться фасхом (расторжением), даже если разлука произойдет со словом таляк (развод). Это мнение предпочел шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах). Это было передано также от имама Ахмада, как передал об этом шейхуль-Ислам, сказав: «Поистине, имам Ахмад указал на то, что он говорит так, как Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал: «Во все что входит имущество (в вопросе расставания супруг) считается хул’а, а не таляком». Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) после того, как привел эти мнения и слова шейхуль-Ислам Ибн Таймии, сказал: «Поэтому смысл не заключается в произношении (в вопросе расставания супруг), а в сути самого вопроса. Поэтому если женщина пожертвовала это (имущество), чтобы выкупит себя, то нет тогда разницы между произношением словом таляк, или хул’а или же фасх (расторжение). И это мнение ближе к правильности (или к истине), то есть, что в любом случае это будет считаться фасхом (расторжением)» (См. Шейх Ибн Усаймин «Шарх аль-мумти’» 5\430).

Итак, если основываться на первом мнении, что если расставание супруг произойдет со словом хул’а, без намерения объявить этим таляк своей жене, то тогда это будет считаться расторжением (фасх). И как сказал шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах): «Это будет считаться расторжением, которое не уменьшает число развода (таляка) и не считается таляком. Поэтому если мужчина до этого объявлял своей жене два раза таляк, а в третий раз дал ей хул’а, и если он потом захотел на ней заново жениться, то в этом нет проблем, поскольку он не давал ей развод, кроме как два развода, и в третий раз дал ей хул’а, а ведь хул’а не считается разводом» (См. Шейх Ибн Усаймин «Шарх аль-мумти’» 5\429).
То есть, супруги если захотят вернуться друг к другу после хул’а, то они должны заключить новый брачный союз со всеми его условиями и столпами.

А также если основываться на третьем мнении, которое предпочел шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах), что если жена выкупит само себя имуществом, то это будет считаться хул’а, даже если при этом муж произнесет слово таляк (ты разведена), то тогда если супруги захотят вернуться после хул’а, то они должны заключить новый брак со всеми его условиями и столпами, даже если до этого муж разводил свою жену два раза, так как хул’а не считается таляком, которая уменьшает число развода, по окончанию которого мужчина уже не имеет права вернуть жену.

А если основываться на втором мнении, что хул’а считаться таляком, то если мужчина до этого давал развод своей супруге два раза, а в третий раз объявил ей хул’а, то он уже не имеет права вернуть свою жену или заново на ней жениться, кроме как если она не выйдет замуж по своему желанию и любви за другого и не вступит с ним в половую близость, и после того как ее второй муж не объявит развод ей по какой-либо уважительных причин [1].
Высший совет ученых Саудовской Аравии был спрошен: «Женщина попросила от мужа хул’а, в результате чего она рассталась с ним. Однако она сейчас хочет вернуться к своему (бывшему) мужу. И он так же желает вернуться к ней. Дозволено ли это?».
Ответ: «Если это действительно так, как было упомянуто, что она попросила хул’а от своего мужа и после чего он с ней развелся, и если не был этот развод третьим, то дозволено ему заключить новый брачный союз и дать ей брачный дар (махр) по-новому. Однако это должно быть с ее согласия после полного соответствия условиям никаха и его столпов.
Помощь только от Аллаха! Да восхвалит и избавит Аллаха нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
(См "Фатауа Ладжнатуль-Даийма" 19\407) .
Высший совет ученых Саудовской Аравии был спрошен о том, что некий мужчина за 40000 риялов объявил хул’а своей жене. После чего когда он получил их, они официально по шариату расстались. Затем выяснилось, что она хочет вернуться к нему, и уали (опекун) ее тоже желает, чтобы она к нему вернулась. На что Высший совет ученых Саудовской Аравии ответил следующим образом: «Нет проблем, чтобы ты заключил новый брачный союз с этой женщиной, которой ты объявлял хул’а, и чтобы дал ей брачный дар (махр) по-новому, если вы обоюдно согласны. Ибо хул’а считается малым расставанием, которая не препятствует заключению брака таким описанием, как было упомянуто (выше), если только это не был третий последний развод (то есть, если это третий последний развод, то это уже считается большим расставанием, после которого уже запрещено возвращать ее или жениться на ней в очередной раз, пока она не заключит законный брачный союз с другим мужчиной и не вступит с ним в половую близость – прим.пер).
Помощь только от Аллаха! Да восхвалит и избавит Аллаха нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
(См "Фатауа Ладжнатуль-Даийма" 19\402) .

И в заключении хвала Аллаху Господу миров!


Перевод: Абу Сумая Казахстани

[1] Исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха» (Сура «аль-Бакара» 230 -аят).
Шейх Са’ди (да смилуется над ним Аллах) относительно этого аята сказал: «Если мужчина объявил развод своей жене в третий раз, то ему запрещается жениться на ней, пока она не заключит законный брачный союз с другим мужчиной и не вступит с ним в половую близость. Это объясняется тем, что в мусульманском шариате брак считается действительным только тогда, когда супруги заключили брачный союз и вступили в половую близость, причем мусульманские богословы единодушны по этому поводу.
Следует знать, что второе замужество разведенной женщины должно быть желанным, ибо если женщина вышла замуж только для того, чтобы она могла вернуться к своему предыдущему мужу, то такой брак считается недействительным и развод после такого брака не делает женщину дозволенной для предыдущего мужа. Даже половая близость со вторым мужчиной при этом не имеет никакого значения, потому что этот мужчина не считается ее законным мужем. Если же женщина вступила во второй брак с чистыми намерениями и вступила в половую близость со своим вторым мужем, после чего они разошлись, то после окончания отведенного для развода срока ее предыдущему мужу разрешается жениться на ней в очередной раз. Для этого они должны вновь заключить брачный союз при обоюдном согласии, потому что Аллах сказал, что оба супруга могут воссоединиться. Однако непременным условием их повторного брака является предположение о том, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха и выполнять свои обязанности друг перед другом. Для этого они должны раскаяться в ошибках, которые были допущены за время их прежней семейной жизни и которые стали причиной их расставания, и должны иметь твердое намерение создать благополучную семью. Только в этом случае они не совершат греха, если заключат новый брачный союз.
Из этого прекрасного аята следует, что если разведенные супруги опасаются, что они не смогут соблюдать ограничения Аллаха, и если они полагают, что их семейная жизнь будет такой же печальной, как и в прошлый раз, то вступление в новый брак является грехом для обеих супругов. Следует знать, что если человек опасается, что по причине того или иного поступка он не сможет придерживаться религиозных предписаний и повиноваться Аллаху, то ему не разрешается совершать такой поступок»
(См. «Тафсир Са’ди».)



  
Users browsing this thread: 1 Guest(s)
Powered By TAVHID.COM, © 2002-2024 Tavhid Forum.
Made with by Curves UI.