абу София   06-29-2013, 12:39 AM
#1
Положение саляма в Исламе


Второе издание
дополненное и переработанное

Подготовил:
Абу Сумая Казахстани



Содержание

Достоинство саляма
Адабы, касающиеся саляма
Выводы по главе
Дозволено ли отвечать передающему салям, говоря: "Уа алейхи уа алейкас-салям!" («Мир ему и тебе!»)?!
Об обязательности ответить на салям
О запретности приветствия только с помощью знаков
Запрещено приветствовать немусульман, говоря: "Ас-саляму алейкум"
О злых последствиях приветствия салямом неверующих первыми

Примечание:
Как правильно понимать хадис: «Если встретитесь с кем-либо из них (неверных), то вытес-няйте его на самую узкую тропинку»?
Нежелательно приветствовать салямом того, кто справляет свою нужду
Приветствие молящемуся, и как молящийся должен отвечать на салям
Рукопожатие после каждого завершения обязательных молитв
О приветствии женщин мужчинами и мужчин женщинами
абу София   11-24-2014, 11:32 PM
#2
С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего

Достоинство саляма


Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухам-маду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
От АбдуЛлаха ибн Амра, да будет доволен ими обоими Аллах, передается о том, что, Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: "Поклоняйтесь Ар-Рахману (Всемилости-вому), кормите едой и распространяйте салям, и войдете в Рай" (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 981. Хадис достоверный. См. "Сахиха" 571).
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что однажды, когда Посланник Аллаха (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) находился в маджлисе (в окружении людей), мимо прошел мужчина и сказал: "Ас-саляму алейкум". На что Пророк (салляЛла-ху ‘алейхи уа саллям) сказал (после ответа на его приветствие): "Десять благодеяний". После чего мимо прошел другой мужчина, и сказал: "Ас-саляму алейкум уа рахматуЛ-лах". Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) (после ответа на его приветствие) сказал: "Двадцать благодеяний". Потом мимо прошел другой мужчина и сказал: "Ас-саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух". После чего Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа сал-лям) сказал (после ответа на его приветствие): "Тридцать благодеяний" (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 986. Хадис достоверный. См. "Сахиха" 183).
Посланник Аллаха (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) говорил: "Поистине, из того, что обязательно послужит причиной для прощения – распространение саляма и хорошие слова!" (аль-Хараиты 23, аль-Къада’и 2\24. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1035).
Посланник Аллаха (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) также говорил: "Поистине, ас-Салям – это имя из имен Аллаха, которое Он оставил на земле. Так распространяйте же его среди вас! Если человек поприветствует людей, и они ответят на его салям, то у него будет достоинство перед ними, так как он напомнил им об этом. Если же они не ответят ему, то ему ответят те, кто лучше и достойнее их!" (ат-Табарани 10391, аль-Баззар 1999. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса).
От АбдуЛлаха ибн Амра, да будет доволен им Аллах, передается, что однажды некий мужчина спросил Посланника Аллаха (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям): «Какое проявление Ислама является наилучшим?» На что он (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) ответил: "Когда ты кормишь едой и приветствуешь тех, кого знаешь и кого не знаешь" (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад"1050. Хадис достоверный).
От Айши, да будет доволен ею Аллах, передается о том, что Посланник Аллаха (сал-ляЛлаху ‘алейхи уа саллям) говорил: «Ни в чем иудеи не завидуют вам так сильно, как они завидуют вам тогда, когда вы приветствуете друг друга (салямом) и произносите: «Амин» [стоя позади имама]» (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 988. Хадис достоверный. См: "Тахриджуль-таргъиб " 1\178).
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается о том, что Пророк (салляЛ-лаху ‘алейхи уа саллям) говорил: "Не войдете вы в Рай пока не уверуете, и не уверуете пока не полюбите друг друга! Не указать ли вам на то, по причине чего вы полюбите друг друга?" Они сказали: «Конечно, о, Посланник Аллаха!» На что он сказал: "Распро-страняйте салям между собой" (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 980. Хадис достоверный. См. "Ируа аль-гъалиль").

абу София   11-25-2014, 12:07 AM
#3
Адабы, касающиеся саляма

Передается о том, что однажды Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, проходя мимо детей, поприветствовал их, а потом сказал: "Так всегда поступал Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям)" (аль-Бухари 6247).
Также передается о том, что Ибн Умар приветствовал детей, обучающихся в началь-ной школе (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1044. Хадис достоверный).
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается о том, что Пророк (салляЛ-лаху ‘алейхи уа саллям) говорил: "Если кто-либо из вас явится в маджлис, то пусть по-приветствует их (салямом). А когда сядет и после чего (вновь) пожелает подняться, то пусть поприветствует (салямом) до того, как покинет маджлис…" (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад"1008. Хадис достоверный).
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что он слышал, как Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) говорил: "Тот, кто встретит своего брата (в Исламе), пусть поприветствует его (салямом). И если разъединит их дерево или стена, после чего он встретит его (снова), то пусть вновь поприветствует [1] его" (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад"1010. Хадис достоверный. См. "Сахиха" 186).
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что когда сподвиж-ники Пророка (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) шли вместе, и когда им по пути встречалось какое-либо дерево, то одна группа из них уходила в правую сторону от него, а другая - в левую. Когда они встречались, обойдя его, то вновь приветствовали друг дру-га (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1011. Хадис достоверный. См. "Сахиха" 183).
Микдад ибн Асуад, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что когда Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) возвращался ночью, то приветствовал тех, кто был в комнате, приветствием, которое не будило спящего и которое мог услышать неспящий. (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1028. Хадис достоверный. См. " Адабуль-Зифаф" 168-169).
Передается от Абу Айюба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (сал-ляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: "Не дозволено мусульманину покидать своего брата (по вере) свыше трех дней, в течение которых они встречаются, и отворачиваются друг от друга. И лучший из них тот, кто первым начал с саляма" (аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад" 985. Хадис достоверный. См. "Ируа аль-гъалиль" 2029).
Айша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала том, что однажды Пророк (салляЛла-ху ‘алейхи уа саллям) сказал ей: "Джибриль передал тебе салям". На что она ответила: "Уа алейхис-салям уа рахматуЛлах (и ему мир и милость Аллаха)" (аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад" 1116. Хадис достоверный).
От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллаха) сообщается, что Посланник Аллаха (сал-ляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: "Салям следует давать прежде, чем задавать вопрос! А что касается того, кто задал вопрос прежде, чем поприветствовать, то не отвечайте ему!" (Ибн ан-Наджар. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3699).
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: "Если он пришел, и не сказал: «Ас-Саляму алейкум», - то скажи: «Нет, пока ты не придешь с ключом – т.е. приветствием (салямом)" (аль-Бухари "Адабуль-Муфрад"1067. Хадис достоверный).
'Ата говорил: «Я слышал, как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, говорил: "Когда человек говорит: "Можно войти?", - не поприветствовав предварительно, то скажи: "Нет, пока не явишься с ключом". После чего я сказал: "Это – салям?". На что он ответил: "Да"» (аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад"1083. Хадис достоверный).
Передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: "Едущий верхом приветствует идущего пешком, идущий – сидящего, а меньшее количество людей приветствует большее количество" (аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад" 995. Хадис достоверный).
Джабир, да будет доволен им Аллах, говорил: "Едущий верхом приветствует (салямом) идущего пешком, идущий пешком - сидящего, а среди идущих пешком лучшими являются те, которые приветствуют первыми" (аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад" 983. Хадис достоверный. См. "Сахиха" 1146).
Передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Младший приветствует старшего, идущий – сидящего, а меньшая группа – большую» (аль-Бухари в "Адабуль-Муфрад" 1001. Хадис достоверный. См. "Сахиха" 1149).

Выводы по главе:

Таким образом, нам, по милости Аллаха, стали ясны некоторые вопросы:
Первый: Приветствие детей. К сожалению, эту сунну оставили многие, кроме тех, над кем смиловался Аллах. Мусульманин всегда должен стремиться к Сунне и к ее оживлению. Стремиться следовать за Пророком (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) и его благородными сподвижниками, очищать себя от высокомерия и приучать детей к Сунне и благопристойному поведению, распространяя среди них салям.
Ибн Батталь, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В приветствии детей имеется обучение их к шариатскому этикету (адабу). А также в нем сбрасывание старшими с себя одежды высокомерия, их скромное поведение и благожелательность» (См. "Аль-Фатх" 11\33).
Если мусульманин считает себя выше того, чтобы поприветствовать салямом детей, то пусть вспомнит Посланника Аллаха (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) - господина сынов Адама, который обладал величайшим нравом и скромностью, и проявлял милость даже к детям. Сказал Всевышний Аллах: "В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день" (аль-Ахзаб, 21).
Второй: Приветствие мусульман, независимо от того, знаком человек с ними или нет.
Третий: Когда кто-либо приходит в маджлис (заседание) мусульман, то ему желательно поприветствовать присутствующих на маджлисе.
Четвертый: Если кто-либо покидает маджлис мусульман, то ему также следует поприветствовать маджлис до того, как он покинет его.
Пятый: Если мусульмане будут идти вместе, и во время пути их разъединит что-либо, например, стена или дерево, то когда они встретятся вновь, желательно им поприветствовать друг друга. Даже если человек виделся со своим братом в Исламе только недавно, то все равно следует поприветствовать его при новой встрече.
Упущением некоторых мусульман является то, что когда они встречаются в каких-либо учреждениях, то приветствуют друг друга в начале их встречи, а когда видятся еще раз или несколько раз, то уже не приветствуют друг друга, полагая, что первое приветствие при встрече является достаточным. Такой поступок со стороны мусульман противоречит Сунне Пророка (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям), как выше, по милости Аллаха, мы узнали об этом.
Передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда Посланник Аллаха (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) вошел в мечеть, туда же вошел один мужчина, который совершил намаз, а потом обратился с приветствием к Пророку (сал-ляЛлаху ‘алейхи уа саллям). Пророк, ответив на приветствие, сказал: "Вернись и соверши намаз, ибо, поистине, ты не совершил намаз!" Тот совершил намаз так же, как и прежде, а потом опять подошел к Пророку (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) и поприветствовал его. Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям), после того как ответил на его приветствие снова велел ему: "Вернись и соверши намаз, ибо, поистине, ты не совершил намаз!" (аль-Бухари 757).
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, привел этот хадис в "Рийадус-Салихин" в главе «О желательности снова приветствовать тех, с кем человек встречается неоднократно, оказываясь поблизости от них, когда он входит (куда-нибудь), потом выходит, а потом снова входит, или же когда двоих разделяет дерево или какая-нибудь другая преграда».
Это является сунной, поэтому мусульманину следует поприветствовать своего брата в Исламе, добиваясь этим награды и любви, несмотря на то, что он уже приветствовал его незадолго до этого.
Шестой: Если мусульманин возвращается откуда-либо поздно, то салям желательно давать так, чтобы не разбудить спящих.
Седьмой: Если мусульманин поссорился со своим братом по вере, то ему не дозволено не общаться с ним более трех дней. И чтобы выйти из этого бойкота, ему достаточно поприветствовать своего брата, с которым он поссорился. Этим самым он выходит из бойкота и избегает противоречия Пророку (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям), который сказал: "Не дозволено мусульманину покидать своего брата (по вере) свыше трех дней, в течение которых они встречаются и отворачиваются друг от друга. И лучший из них тот, кто первым начал с саляма".
Слова Пророка (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям): "И лучший из них тот, кто первым начал с саляма", - указывают на то, что приветствия достаточно, чтобы выйти из бойкота, как на это указал шейх Мухаммад Са'ид Раслян, когда разбирал этот хадис.
Исключением из этого правила являются приверженцы религиозных нововведений, так как их не приветствуют, не отвечают на их приветствие и не усаживаются с ними, пока они не оставят свои новшества и не вернутся к истине.
Имам аль-Багъауи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Сообщил Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) о разделении этой общины и проявлении в них страстей и новшеств. И он передал, что спасутся те, кто последовал его Сунне и Сунне его сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Поэтому если мусульманин увидит какого-нибудь мужчину, который перенял что-то из страстей и новшеств, или же пренебрегает Сунной, следует покинуть его, отказаться от него и оставить его, будь он живым и мертвым. Не приветствовать его, если встретит, и не отвечать на его салям, если он поприветствует первым, пока он не оставит свое новшество и не вернется к истине.
Что касается запрета покидать брата мусульманина больше трех дней, то это касается того случая, когда происходит между ними упущение в отношении братских и дружеских прав, без того, чтобы это касалось религии. А что касается приверженцев страстей и нововведений, то их покидают на постоянно, пока они не принесут покаяние Аллаху[2]»
(См. аль-Багъауи «Шарх «Сунан»» 1\224).
Также исключением являются те мусульмане, которые публично совершают прегрешения. Если в неприветствии и бойкотировании их есть шарит’аская польза, то узаконено бойкотировать подобных мусульман.
Но если в этом будет больше вреда, чем пользы, то в таком случае бойкотировать их не узаконено.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Поистине, цель в бойкотировании заключается в удержании от порицаемого того, кого бойкотируют, и чтобы послужило это ему воспитанием, а также чтобы (простой) народ отказался от того, на чем тот.
Если польза прекращения отношений будет преобладающей, так, чтобы это привело к уменьшению и скрытию вреда, то такое бойкотирование будет законным. Если же разрыв отношений не сдерживает ни того, с кем порывают, ни тех, кто за ним следует, а порывающий отношения слаб, и это наносит лишь больший вред, и вред преобладает над пользой, то в этом случае бойкотирование не будет законным.
Напротив, приближать некоторых людей (к себе) будет более полезным, чем их бойкотирование, так же как бойкотирование некоторых будет более полезным, чем приближать их (к себе). И поэтому Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) приближал некоторых (к себе), а других бойкотировал»
(см. «Маджму’ Фатауа» 28\204-206).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, также в отношении того, кто совершает порицаемое, сказал: «Если это человек скрывает это и не совершает это публично, то порицают его тайно и не разглашают его грех, кроме как если его вред не затрагивает других.
Если мужчина сделал ему тайно насыху и порицание, и после этого тот не оставил (порицаемое), то тогда тот мужчина предпринимает другие действия, которые могут удержать того, такие как бойкотирование и прочее, если это принесет пользу в религии»
(см. «Маджму’ Фатауа» 28\217).
Исхакъ ибн Мансур спросил Имама Ахмада: «Если мы будем проходить мимо людей, которые играют в нарды, то должны ли приветствовать их салямом?» Он ответил: «Они не достойны того, чтобы их приветствовали» (см. аль-Халляль «Амр биль-Ма’руф уа ан-Нахи ‘аниль-Мункар», стр. 94).
Ма’афи ибн ‘Имран относительно вопроса, когда человек проходит мимо людей, совершающих некоторые порицаемые деяния, приветствует ли он их, ответил: «Если он хочет приказать им одобряемое и удержать их от порицаемого деяния, то пусть поприветствует, в противном случае, если не желает этого сделать, то пусть не приветствует их» (см. Абу Дауд «Масаилюль-имами Ахмад», стр. 280).
Восьмой: Узаконено передавать через кого-то салям для кого-то, а тот же, кому он адресован, должен ответить ему как только получит салям, даже если тот, кто передал салям отсутствует.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды ангел Джибриль явился к Пророку (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям), и сказал: «О посланник Аллаха, Хадиджа принесла посуду, в которой приправа к хлебу, или еда или питье. Когда она подойдет к тебе, передай ей салям от ее Господа и от меня, и обрадуй ее благой вестью о том, что в Раю ждет ее дом из полой жемчужины, где не будет ни шума, ни усталости»» (аль-Бухари 3820).
Также когда Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям), передал Айше салям от Джибриля, на что она ответила Джибрилю, сказав: "Уа алейхис-салям уа рахматуЛлах (и ему мир и милость Аллаха)".
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, относительно этого хадиса сказал следующее:
"Говорили наши товарищи: "Ответить на салям является обязательным тот же час. Также если передали ему салям от отсутствующего на бумаге, то необходимо ответить ему словами в тот же момент как он прочитает его" (см. "Шарх Муслим" 15\211).
А что касается того, обязан ли тот, через кого передали салям, донести салям тому, кому передали, то как говорят ученые, он обязан, если взял на себя обязанность донести его. Так как является обязательным оберегать и соблюдать доверенную ответственность (аману), которую человек принимает на себя, поскольку всеобщие аяты и хадисы указывают на обязанность соблюдения аманы и ее выполнения.
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, по поводу хадиса Айши, да будет доволен ею Аллах, сказал: "В этом хадисе указание на желательность передавать салям. А тому, через кого передали, является обязательным донести его" (См. "Шарх «Сахих» Муслим" 15\211).
Однако если он не взял на себя обязанность донесения саляма, то не является для него обязательным донести его. Например, он говорит тому, который возлагает на него передачу саляма: "Я не беру на себя ответственность за это". Или же говорит: "Ин ша Аллах", - связывая это с желанием Аллаха, и при этом не обещает ему. Но если он скажет: "Я донесу его, ин ша Аллах", - и при этом намеревается выполнить это, то для него является обязательным донести его, так как он вознамерился выполнить взятое обещание. А лучше об этом известно Аллаху! (См. шейх Абдус-Салям ибн Барджас "Ахкамус-Салям", стр. 26).
Девятый: Приветствовать следует прежде, чем задавать вопрос.
Десятый: Прежде чем просить разрешение войти, следует поприветствовать.
Одиннадцатый: Едущий верхом приветствует идущего пешком.
Двенадцатый: Идущий пешком приветствует – сидящего.
Тринадцатый: Меньшее количество людей приветствует большое количество.
Четырнадцатый: Младший приветствует старшего.
Пятнадцатый: Среди идущих пешком, или среди едущих верхом лучшими являются те, которые первыми дают салям. Однако, если среди идущих пешком, или едущих вер-хом имеются младшие, то младшие первыми приветствуют старших, как об этом говорил Ибн Рашад (См."Фатх" 11\17) .
Но если же кто-либо нарушит этот адаб, как например, идущий пешком поприветствует едущего верхом, старший – младшего и большое количество - меньшую, то нет в этом проблем, и он, ин ша Аллах, получит награду за распространение саляма. Однако действовать в соответствии с хадисом лучше. Имам ан-Науауи, процитировав эти хадисы, сказал: "Все это является желательным (мустахабом), но если поступают наоборот, то это дозволено, хотя действовать по хадису лучше " (См: "Шарх «Сахих» Муслим" 14\141).
Аллах же знает об этом лучше!
_____________________________________
[1] В арабском языке существует два определения приветствия: «ат-таслим» – приветствие салямом и «ат-тахийат» – просто приветствие. В данной статье под словом «приветствие» следует понимать именно ат-таслим, т.е. приветствие салямом. По этой причине мы и внесли выше, после всех слов «приветствие» в скобках слово «салямом». Во многих русскоязычных переводах не делается таких уточнений и пишется слово «приветствие», что понимается многими далекими от понимания арабского языка читателями, как вообще любое приветствие, вследствие чего такие неумудренные знанием читатели попадают в казусы. Например, прочитав в таких переводах хадис "Не приветствуйте первыми людей Писания", они, войдя в какое-нибудь заведение, из-за боязни совершить запретное, упорно молчат, не здороваясь ни с кем из сидящих там немусульман. Хотя в хадисе приходит запрет на приветствие первыми неверных именно салямом. Далее по тексту мы в некоторых местах оставляем слово «приветствие» без слова «салямом», надеясь на то, что данное объяснение будет достаточным для людей разумеющих. – Примечание редактора.

[2] Надо сторониться и избегать заблудших и разных сектантов, таких, как террористов-хариджитов, секту Ихуануль-муслимун, кутбистов (последователей С.Кутба и Мухамада Кутба), такфиристов, группировку Талибан, партию Хизбут-Тахрир, аль-Каиду, ИГИЛовцев и других заблудших, приверженцев религиозных нововведений. – Прим. переводчика.
абу София   11-25-2014, 12:32 AM
#4
Дозволено ли отвечать передающему салям, говоря: "Уа алейхи уа алейкас-салям!" («Мир ему и тебе!»)?!


Передал ан-Насаи в "Амалуль-йаум уаль-лейль " стр. 301, что Анас рассказывал, что однажды Джибриль явился к Пророку (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) когда рядом с ним была Хадиджа. Затем сказал: "Поистине, Аллах передает салям Хадидже". На что Хадиджа ответила Пророку (да благословит и приветствует его Аллах): "Поистине, Аллах - ас-Салям. Однако уа ‘аля Джибриль салям уа алейкас-салям уа рахматуЛлах" (Джибрилю салям и тебе (т.е. Пророку, салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) салям и милость Аллаха) (аль-Хаким в "Мустадрак" 3\186 назвал хадис достоверным в соответствии с условиями Муслима, хотя он сам и не привел его).
Ибн Муфлих сказал: "Желательно поприветствовать салямом передающего салям. Когда сказали Ахмаду: "Поистине такой-то передал тебе салям", - он ответил: "Алейка уа алейхис-салям" (мир тебе и ему)" (См. «Адаб» 1\419).
Имам ан-Науауи сказал: "Желательно также ответить передающему салям, сказав: "Алейка уа алейхис-салям" (мир тебе и ему)". (См. «Азкар», стр. 212).
А лучше об этом известно Аллаху!

Об обязательности ответить на салям


Ибн Абдуль-Барр, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Доводом относительно обязанности отвечать на салям являются слова Всевышнего Аллаха: "Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым" (ан-Ниса, 86). Отвечать на салям является обязательным у всех ученых" (См. "Тамхид" 5\288-289).
Шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: "Всевышний приказал правоверным отвечать на любое приветствие, которым их приветствуют, еще более прекрасными словами и еще более теплой улыбкой или же ограничиться таким же приветствием. Из этого следует, что мусульманам запрещается вообще не отвечать на приветствие или же отвечать приветствием, которое уступает первому" (См. «Тафсир Са'ди»).
Сказал Куртуби, да смилуется над ним Аллах: "Сошлись ученые на том, что начинать первым салям является побуждаемой сунной, а ответить на него является обязательным" (См. "Тафсир Куртуби" 5\298).
Также о единогласном мнении относительно этого вопроса передается от Ибн Тай-мийи, да смилуется над ним Аллах (См. "Адабу Шариъа" 1\379).
А также как говорят ученые: "Является обязательным ответить тому, кто поприветст-вовал. В противном случае человек совершит грех, если не сделает это, так как он ослушивается приказа Всевышнего Аллаха" (См. "Тафсир ибн Касир" 1\532).
Шейх ‘Абдус-Салям ибн Барджас, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не отвечать на салям является отвратительным и порицаемым поступком. И многие из людей были испытаны этим в наше время, и подталкивает их к этому – гордость и тщеславие. Подобным людям мы говорим: «Кто вы? Откуда вы вышли?» "Да сгинет человек! Как же он неблагодарен! Из чего Он сотворил его? Он сотворил его из капли и предопределил стадии его разви-тия" (Абаса, 17-18-19).
Разве вы выше своим достоинством и положением, нежели Посланник Аллаха (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям)?! А ведь он (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) отвечал на салям младшим, старшим, рабам и вольноотпущенникам, и приветствовал их первым. Пусть будет для вас в Посланнике Аллаха прекрасный пример. Просим у Аллаха прямого руководства и помощи!»
(См. Шейх ‘Аб-дус-Салям ибн Барджас «Ахкамус-Салям», стр. 17).
Однако ответ на приветствие является фардул-кифая. Если среди мусульман кто-нибудь ответит на него, то с остальных эта обязанность спадает, но если его оставят все, то все впадают в грех.
Ибн Муфлих, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Достаточно саляма одного из группы мусульман, и отвечает на приветствие один из них" (См. "Адаб" 1\379).
Ибн 'Абдуль-Бар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Имам Малик, Шафи'и и другие, и это также является мнением жителей Медины, сказали: «Если мужчина поприветствовал группу мусульман, то на его приветствие отвечает один из них, и это будет для них достаточным» (См. Шейх 'Абдус-Салям ибн Барджас «Ахкамус-Салям», стр. 20).
Шейх Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Если приветствовать (салямом) первым – Сунна, то, поистине, отвечать на него - фардуль кифая, и если выполнил его тот, от кого это будет достаточным, то достаточным это будет и для остальных. Поэтому, если поприветствовали группу мусульман, и ответил кто-то из них, то этого достаточно для остальных" (См. "Маджму аль-фатауа Усеймин" 2/18).
абу София   11-25-2014, 12:48 AM
#5
О запретности приветствия только с помощью знаков

К большому сожалению, многие мусульмане иногда приветствуют других мусульман только с помощью знаков, будь это рукой или головой, не смотря на то, что пришел явный запрет на такой поступок. Имам Тирмизи привел хадис от Амра ибн Шу'айба, который передавал от своего отца, что его дед рассказывал о том, что Посланник Аллаха (сал-ляЛлаху ‘алейхи уа саллям) говорил: "Не уподобляйтесь ни иудеям, ни христианам. Поистине, приветствие иудеев с помощью указания пальцами, а приветствие христиан с помощью ладони». Ат-Тирмизи сказал, что этот хадис гъариб (малоизвестным). А Хафиз ибн Хаджар сказал, что в его цепочке есть слабый передатчик. Однако есть другой хадис, который привел ан-Насаи с хорошей цепочкой от Джабира, да будет доволен им Аллах, который передавал, что Посланник Аллаха (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: "Не приветствуйте приветствием иудеев. Поистине, приветствие их с помощью головы, ладони и знаков" (См. "Фатх аль-Бари" 11\14).
Что же касается хадиса Асмы, да будет доволен ею Аллах, которая рассказывала, что однажды Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) проходил мимо мечети и группы сидевших женщин, а затем сделал знак рукой, приветствуя их, то он не противоречит выше приведенному хадису. Так как хадис Асмы указывает лишь на то, что Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) поприветствовал их словами, сопровождая это жестом рукой. И подкрепляется такое объединение саляма с жестом другой версией хадиса, в котором Асма рассказывала, что Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) проходил мимо женщин, и поприветствовал их салямом (аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 1048. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность в "Сахихе" 823). И на это указал имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, в "Рияду-с-салихин".
Примечание: Хафиз ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Особенно этот запрет на салям (только) с помощью жеста касается тех, кто в состоянии произнести это голосом и в соответствии с шариатом. А иначе такой вид приветствия (только жестом) был узаконен (лишь) для тех, кто занят каким-либо делом, что мешает ему ответить на салям. Как, например, совершающему молитву, находящемуся вдалеке или немому. Также подобным приветствием было узаконено приветствовать глухого". (См. шейх Абдус-Салям ибн Барджас "Ахкамус-Салям", стр. 95).

Запрещено приветствовать немусульман, говоря: "Ас-саляму алейкум"

К большому сожалению, некоторые мусульмане не видят проблем и вреда в приветствии салямом немусульман первыми, и даже считают это одним из похвальных качеств и адабов. А ведь Посланник Аллаха (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) ясно запретил этот дурной поступок.
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается о том, что Пророк (салляЛ-лаху ‘алейхи уа саллям) говорил: "Не приветствуйте (салямом) первыми людей Писания" (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1103. Хадис достоверный. См. "Ируа" 1271).
Абдур-Рахман рассказывал о том, что однажды Ибн Умар проходил мимо одного христианина, и поприветствовал его салямом, после чего тот ему ответил. Затем ему сообщили, что этот человек был христианином, и после того, как он узнал об этом, он вернулся к этому христианину и сказал: "Я возвращаю свой салям (т.е. «Я как будто и не давал тебе салям»)" (аль-Бухари в "Адабуль-муфрад" 1115. Хадис хороший. См: "Ируа" 1274).
Шейха Ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Дозволено ли приветствовать немусульман первыми, и если они нас поприветствуют салямом, как нам от-ветить им?».
Ответ: «Поистине, нам не дозволено приветствовать салямом тех из числа немусульман, которые прибыли к нам из запада и востока, поскольку Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Не приветствуйте салямом иудеев и христиан первыми». А если они нас поприветствуют салямом, то мы отвечаем тем же приветствием, которым они нас поприветствовали, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым» (ан-Ниса, 86).
Их приветствие нас исламским приветствием не лишается (ответа) в двух случаях:
Первое: Они ясно произносят букву «лям» (ас-саляму ‘алейкум), то в таком случае нам можно ответить: «’Алейкум ас-салям», - или же можно просто сказать: «’Алейкум».
Второе: Если они не произносят ясно букву «лям», например, скажут: «Ас-сам ‘алейкум», - то мы отвечаем: «’Алейкум (и вам того же)», - и все [2]. Это потому, что иудеи приходили к Посланнику Аллаха (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) и приветствовали его словами: «Ас-сам ‘алей-кум», - не выговаривая ясно букву «лям». А «ас-Сам» - это смерть. То есть они желали Пророку (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) смерти. После этого Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) повелел нам отвечать им: «’Алейкум (и вам того же)». Поэтому если они скажут нам: «Ас-сам ‘алейкум», - то мы отвечаем им: «’Алейкум», - то есть: «И вам тоже смерть». И это то, на что указывает Сунна.
А что касается приветствовать салямом их первыми, то подобное запретил нам наш Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям)»
(См. «Аль-Маджмуъ ас-Самин» 2\97-98).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) также говорил, что «Если вероятно, что они произнесли либо «Ас-сам ‘алейкум», либо «Ас-салям‘ алейкум», то обязательным для нас является ответить: «’Алейкум (и вам того же)», - и все. Поскольку, если он (в действительности) произнес: «Ас-салям», - то ему полагается то же, а если он сказал: «ас-Сам», - то ему (пожелание) того же» (См. «Шарх Мумтиъ» 3\453).

[2] Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Поистине, люди Писания (иудеи и христиане) говорят: «Ас-сам ‘алейкум (смерть вам)». Поэтому если они вас поприветствуют, то ответьте: «’Алейкум (и вам того же)»» (Муслим 2167).


абу София   11-25-2014, 01:29 AM
#6
Как правильно понимать хадис: «Если встретитесь с кем-либо из них (неверных), то вытесняйте его на самую узкую тропинку»?

Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Не приветствуйте салямом иудеев и христиан первыми, а если встретитесь с кем-либо из них, то вытесняйте его на самую узкую тропинку». То есть: не расширяйте для них проход, если встретитесь с ними, чтобы не стало место для их прохода широким, а для вас тесным. Напротив, продолжайте идти, как шли по вашему направлению, и оставляйте для них то узкое место, которое имеется на (дороге). Известно, что не являлось руководством Пророка (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) при виде немусульманина, отправляться к нему и прижимать его к стене (к обочине), дабы плотно стеснить его. Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) никогда не относился подобным образом к иудеям в Медине, так же, как и его сподвижники не обращались с ними таким образом, когда завоевывали державы.
Поэтому, смысл этого хадиса состоит в том, чтобы вы, как не приветствуете их первыми салямом, точно так же и не уступайте им место на дороге. Если вы их встретите, то не расступайтесь для того, чтобы они прошли. Напротив, продолжайте идти, как шли, и оставляйте для них тесное место, если есть на дороге таковое. И в хадисе нет указания на отпугивание от Ислама, напротив, в хадисе имеется проявление величия и достоинства мусульманина, и что он не унижается ни перед кем, кроме как перед своим Господом»
(См. «Маджмуъ Фатауа уа Расаиль» 3\38-39).


Нежелательно приветствовать салямом того, кто справляет свою нужду


В связи с тем, что ас-Салям является именем из имен Аллаха, упоминать его в оскверненных местах нежелательно. Поэтому мусульманин должен воздерживаться от приветствовия салямом того, кто справляет свою нужду, дабы он не ответил ему на салям, находясь в оскверненном месте.
От Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что однажды один мужчина, проходя мимо Посланника Аллаха (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) поприветствовал его тогда, когда тот справлял малую нужду. Однако он (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) не ответил ему (Муслим 4\65).
Ибн Муфлих, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Давать салям тому, кто справляет нужду нежелательно так же, как и нежелательно отвечать на салям того, кто поприветствовал его, как указал на это имам Ахмад, так как Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) не ответил тому, кто поприветствовал его в то время, когда он справлял малую нужду" (См. "Адаб" 1\378).
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Наши товарищи говорили: "Нежелательно приветствовать того, кто справляет малую или большую нужду. Если его поприветствовали, то нежелательно ему отвечать на салям" (См. "Ахкаму Салям", стр. 123).

Приветствие молящемуся, и как молящийся должен отвечать на салям


Поистине, приветствовать молящегося – дозволено, и нет в этом ничего порицаемого.
Однако если поприветствовали молящегося, то ему следует ответить на салям либо делая знак рукой без произношения его словесно, либо ответить на салям после завершения намаза.
Что же касается устного ответа на салям во время намаза, то так делать запрещено, и такой поступок, по наиболее правильному мнению, делает намаз недействительным.
Имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, в своем сборнике "ас-Сахих" под главой "Глава о том, какие слова запрещаются во время намаза" привел следующий хадис:
«АбдуЛлах ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Мы приветствовали Пророка (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) тогда, когда он был в намазе, и он отвечал нам. А когда мы вернулись от Наджаши, и обратились к нему с приветствием в подобных обстоятельствах, то он не ответил нам. После чего он (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) завершив намаз, сказал: "Поистине, в намазе занятость"»» (аль-Бухари 3\72).
Имам Муслим также привел этот хадис в своем сборнике "ас-Сахих", а имам Науауи привел его под главой: "Глава о запрете разговоров во время намаза. И об отмене того, что прежде было дозволено" (См. "Шарх «Сахих» Муслим" 5\26).
Также в двух достоверных сборниках приводится хадис от Джабира ибн АбдуЛлаха, да будет доволен им Аллах, который рассказывал: «Однажды, когда мы были вместе с Пророком (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям), он послал меня по нужде. После чего я вернулся тогда, когда он совершал молитву на своем верховом животном, обратившись лицом не в сторону къиблы. Затем я поприветствовал его, и он мне не ответил. А когда он завершил намаз, сказал: "Поистине, мне помешало ответить тебе лишь то, что я был в молитве"». И имам аль-Бухари привел этот хадис под главой: "Глава о том, что не отвечают на салям во время намаза" (аль-Бухари, 3\86).
Ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Если поприветствовали молящегося, то он не отвечает на салям словами. А если он сделает это, то его намаз будет недействительным. И об этом говорили имам Малик, имам Шафи'и, Исхак и Абу Саур" (См. "Мугъни" 2\460).
Таким образом, отвечать на салям во время намаза запрещено, а Сунной является ответить либо рукой, либо движением головы, либо ладонью, либо пальцем, либо ответить после завершения намаза.
Ибн ‘Умар рассказывал: «Однажды посланник Аллаха (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) вышел в сторону мечети Куба, чтобы помолиться в ней. И когда он был в молитве, к нему подошли ансары и поприветствовали его». Ибн ‘Умар продолжил: «Я спросил у Биляля: "Как Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) отвечал тем, которые приветствовали его, когда он был в молитве?" Биляль ответил: "Он делал так», - и раскрыл свою ладонь"». И Джаъфар ибн 'Аун, один из передатчиков этого хадиса, раскрыл свою ладонь, обратив внутреннюю сторону ладони вниз, а тыльную ее сторону вверх (Абу Дауд 1\569. Имам Тирмизи в "Мухтасар" 2\204 назвал хадис хорошим).
Мухаммад Шамсуль Хаккъ аль-‘Азым Абади, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Знай же, что в этом хадисе говорится об ответе на приветствие ладонью, в хадисе же Джабира - рукой, в хадисе Ибн ‘Умара от Сухайба - пальцем. В хадисе, который приводит аль-Байхакъи от Ибн Мас’уда, говорится, что Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) ответил движением головы. Все эти хадисы можно объединить, сказав, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал иногда так, а иногда так, и все эти виды (приветствия) разрешены. А Аллаху ведомо лучше» (См. "’Аунуль Ма’буд" 3/196).
Ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Молящийся отвечает на салям с помощью жеста, и это мнение имама Малика, Шафиъи, Исхака и Абу Саура" (См. "Мугни" 2\460).
Имам Науауи, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Желательно ответить на салям с помощью знака, и об этом говорили Имам Шафи'и и большинство ученых" (См. "Шарх Муслим" 5\27).
Этот хадис и те, которые были до него, явно опровергают тех, которые заявляют о нежелательности приветствовать молящегося. Так как Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа сал-лям) не порицал ансаров за то, что они поприветствовали его, когда он совершал намаз, а наоборот, ответил им жестом, что указывает на законность приветствия молящегося. Молящийся же отвечает на салям с помощью жеста или после завершения намаза, как на это указал шейх ибн Баз, давая пояснение к "Фатхуль-Бари" 3\87.
Также об этом говорил и шейх аль-Альбани: «Многие люди считают, что приветствие молящегося не узаконено, более того имам ан-Науауи в «аль-Азкар» даже сказал, что это порица-ется, но вместе с тем, он же в «Шарх «Сахих» Муслим» сказал, что отвечать на приветствие во время молитвы движением является желательным. Так вот, приветствовать молящегося - это сунна, и пришло множество хадисов о том, что сахабы приветствовали Пророка (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) когда он совершал намаз. Он же одобрил это и отвечал им на приветствие. А если бы это было порицаемым, то Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) непременно разъяснил бы это хотя бы тем, что не отвечал бы жестом. И известно из основ религии, что Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) не откладывал предостережение от порицаемого.
Это относится и к приветствию того, кто читает Коран или делает азан. Это также узаконено, доводом чему является предыдущий хадис. Но как же читающий Коран или муаззин (призывающий на молитву) должен отвечать на приветствие? Словом или движением? Ответ: сло-вом. Сказал имам Науауи: «Что же касается муаззина, то не является порицаемым для него от-вечать на приветствие словом, потому что это не делает недействительным азан" (См. «Сахиха» 1\ 361).
Аль-Хаттаби сказал: "Отвечать на приветствие в намазе словом - запрещено, ответить же на приветствие словом, после намаза – Сунна. Поскольку Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) ответил на приветствие ибн Мусъуда после завершения намаза. А салям с помощью жеста – Сунна. Поскольку передается от Пророка (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям), что он во время намаза приветствовал жестом" (См. "Ма’алим ас-Сунан" 1\434).

Рукопожатие после каждого завершения обязательных молитв


Многие спрашивают друг друга о положении такого поступка, который совершают некоторые молящиеся, как рукопожатие после завершения обязательных молитв с теми, кто сидящего справа и слева от него. И на этот вопрос уже ответил шейхуль-Ислам Ибн Таймийа, да смилуется над ним Аллах, который сказал: "Рукопожатие после завершения намаза не является Сунной, напротив, оно является нововведением" (См. «Фатауа» 23\339).
Ибн Хадж, да смилуется над ним Аллах, делая наставление требующему знания, сказал: "Следует ему запрещать тем, которые ввели новшества, как рукопожатие после утренней молитвы, послеполуденной молитвы и после пятничной молитвы. А некоторые даже добавили к этому, делая так после ежедневных пятикратных молитв. Все это является нововведением. Ибо поистине, рукопожатие было узаконено мусульманину во время встречи со своим братом, а не после завершения ежедневных пятикратных молитв. И поэтому все это является нововведением. То, что установил шариат, мы его утверждаем. Посему же запрещают это (рукопожатие после намаза), и удерживают того, кто делает это, так как он пришел с тем, что противоречит Сунне" (См. "Мадхаль" 2\223).
Ибн Хаджр аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, сказал: "То, что совершают люди, как рукопожатие после ежедневных пятикратных молитв, является порицаемым делом, которое не имеет под собой основы в шариате " (См. "Ахкаму Салям", стр. 71).
Некоторые ученые указали на то, что рукопожатие после намаза является деянием рафидитов. Да оставит их Аллах без помощи! (См. "Си'ая" стр. 264).
Следует знать, что ученые, которые постановили, что рукопожатие после намаза является нововведением, основываются на том, что это деяние было внесено после времен Пророка (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) и первых лучших трех поколении. Ведь Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) говорил: "Кто совершит какое-либо деяние, на которое нет нашего указания, то оно будет отвергнуто" (аль-Бухари, 2697 и Муслим,1718).
Сказал ибн аль-Маджушуун, что он слышал, как имам Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Тот, кто вводит в Ислам новшество, находя ее прекрасным, тем самым заявляет, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не выполнил свою миссию. Поскольку Всевышний Аллах говорит: "Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию". И то, что не являлось религией тогда, сегодня, тем более, не будет религией" (Передал это аш-Шатыби в "аль-И'тисам" 64\65-1). То есть того, чего не было в религии во времена Пророка (сал-ляЛлаху ‘алейхи уа саллям) и его сподвижников, того нет в религии и сегодня.
Так же сюда относится и то, когда молящиеся позади имама, приветствуют имама после завершения обязательных молитв, как об этом упомянул шейх Абдус-Салям ибн Барджас. Так как если это было бы узаконено, то непременно до нас дошло бы это от Пророка (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) и его сподвижников. Однако от сподвижников не передается, что они после завершения обязательных молитв, приветствовали Пророка (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям), не смотря на то, что от сподвижников передается множество хадисов от Пророка (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) относительно того, что нужно делать во время молитвы и после нее.
Как часто мы сталкиваемся с тем, как в некоторых странах люди после завершения обязательных молитв, обременяют имама своими салямами. Конечно, если подойти к имаму по нужде, или после долгого отсутствия, и поприветствовать его, то нет в этом проблем. Или, например, человек после завершения намаза внезапно столкнулся с имамом, то нет проблем поприветствовать его, так как существуют всеобщие доводы на доз-воленность этого. Но что касается того, что после каждого обязательного намаза нужно приветствовать имама, превращая это в поклонение, то это не имеет под собой основы. Такой поступок не был узаконен. Да, шариат узаконил для нас салям и побуждает нас к этому, однако Он не узаконил его именно в этом месте, как действие, совершаемое после завершения каждой обязательной молитвы. Пророк (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) и его благородные сподвижники больше кого-либо из людей стремились к благу, однако они не совершали подобных действий. И это дает нам понять, что совершаемое сегодня людьми приветствие друг друга рукопожатиями после обязательных молитв является нововведением, которое не является верной дорогой Пророка (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям). Ведь утверждено от Пророка (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям), который говорил: "Кто совершит какое-либо деяние, на которое нет нашего указания, то оно будет от-вергнуто" (См. "Ахкамус-Салям", стр. 73).

О приветствии женщин мужчинами и мужчин женщинами

Умму Хани, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Однажды я пришла к Пророку (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) в то время, когда он совершал гусль (полное омовение) (оградившись занавеской), после чего я поприветствовала его. Затем он спросил: [i]"А кто это?". На что я ответила: "Это я - Умму Хани". После этого он сказал: "Добро пожаловать" [/i](аль-Бухари 78 -94, Муслим 6 и др.).
Хасан аль-Басри говорил: «Женщины приветствовали мужчин» (аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 1046. Цепочка хадиса достоверная).
Асма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала о том, что однажды Пророк (салляЛ-лаху ‘алейхи уа саллям) проходил мимо мечети и сидевших в группе женщин. После чего поднял свою руку в их сторону, приветствуя их, и сказал: "Остерегайтесь неблагодарности по отношению к тем, которые оказывают (вам) благодеяния! Остерегайтесь неблагодарности по отношению к тем, которые оказывают (вам) благодеяния! Остерегайтесь неблагодарности по отношению к тем, которые оказывают (вам) благодеяния!" Затем одна из них сказала: "Мы прибегаем к Аллаху! О, пророк Аллаха, (ты имеешь в виду) неблагодарность к милостям Аллаха?". Он (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям) сказал: "Конечно, ибо бывает, что делают добро кому-нибудь из вас в течение длительного времени, а затем после этого она в порыве гнева говорит: “Я никогда не видела от тебя блага". Вот это и является неблагодарностью к милостям Аллаха! Вот это и является неблагодарностью по отношению к тем, которые оказывают благодеяния!" (аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 1048. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность в "Сахихе" 823 ).
В данном хадисе имеется указание на дозволенность мужчинам приветствовать женщин, если отсутствует опасность соблазна и искушения, как указал на это шейх Са'ид Раслян, когда разбирал этот хадис. А лучше об этом известно Аллаху!
Это то, что, по милости Аллаха, было мне облегчено собрать. В основу данной работы легла книга «Ахкамус-Салям», автором которой является Шейх 'Абдус-Салям ибн Барджас ибн Наср Али Абдуль-Карим, а также книга "Адабуль-муфрад" имама аль-Бухари. Прошу Всевышнего Аллаха вознаградить их за их труды.
Прошу Всепрощающего и Милосердного Аллаха простить меня, если я совершил ка-кую-либо ошибку при переводе хадисов Посланника (салляЛлаху ‘алейхи уа саллям). И прошу Всевышнего Аллаха так же принять этот труд и сделать его искренним ради Его Прекрасного Лика, благодатным и полезным для каждого, кто его прочтет. Так же прошу Его вознаградить каждого, кто прочтет эту статью, посоветует ее другим и будет принимать участие в распространении этого послания!

И в заключении я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!
Да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех тех, кто последовал по его пути самым наилучшим следованием от всякого зла и бедствия!


  
Users browsing this thread: 2 Guest(s)
Powered By TAVHID.COM, © 2002-2024 Tavhid Forum.
Made with by Curves UI.