С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
Опровержение тем, кто отрицает мучение и блаженство в могиле
Шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Впали в заблуждение люди, отклонившиеся от прямого пути, которые начали отрицать мучение в могиле или блаженство в ней, заявляя, что подобного быть не может, поскольку это противоречит действительности. Они говорят, что если могилу покойного вскрыть, то найдут его (покойного) в таком положении, каким он был ранее, и обнаружат, что могила не изменилась ни в ширину, ни в узость. Это заявление является ложным (несостоятельным) с точки зрения шариата, восприятия и разума:
Что касается шариата, то выше были приведены священные тексты (из Къурана и Сунны), указывающие на достоверность мучения в могиле и блаженства в ней, что и относится также к вере в Последний день. В «сахихе» аль-Бухари приводится хадис от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) который рассказывал: «Однажды Пророк (ﷺ), проходивший мимо одной из стен Медины, услышал голоса двух человек, которые подвергались мучениям в своих могилах». Далее в этом хадисе было сказано: «Поистине, один из них не прикрывался от собственной мочи, другой же распространял сплетни». [1]
Что касается восприятия, то спящему может присниться во сне то, что он, находясь в просторном и светлом месте, наслаждается в нем, или же он может увидеть во сне, что он, находясь в тесном и мрачном месте, мучается, быть может, даже иногда просыпается от этого, но, несмотря на это, он, как и прежде, лежит на своей постели в своей комнате. Ведь сон приходится братом смерти, поэтому Всевышний Аллах назвал его «кончиной». Всевышний сказал: «Аллах упокаивает души в момент их смерти, а ту, которая пока не умирает, Он забирает во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (сура «аз-Зумар», 42 - аят).
Что касается разума, то спящий может увидеть во сне то, что соответствует действительности. Он может увидеть Пророка (ﷺ) таким, каким он был описан. Тот же, кто увидел его (во сне) таким, каким он был, видел его действительно, но, несмотря на это, спящий, как и прежде, лежит на своей постели в своей комнате, будучи далеким от того, что он видит. Если такое возможно в событиях этого мира, то почему же это невозможно в Последней жизни?!
А что касается их заявлений, что если могилу покойного вскрыть, то найдут его (покойного) в таком положении, каким и он был ранее, могила же не изменилась ни в ширину, ни в узость, то ответ на это будет с нескольких сторон:
Первая: Воистину, не дозволено, посредством подобных несостоятельных сомнений, противоречить тому, с чем пришел шариат, поскольку если же возражающий поразмышляет истинным размышлением над тем, с чем пришел шариат, то познает несостоятельность этих сомнений, как было сказано:
«Столь много тех, кто порицает правильные слова
и кого постигло неправильное понимание».
Вторая: Воистину, события загробной жизни (аль-барзах) относятся к сокровенному миру, которые нельзя постичь чувствами. Если бы они постигались чувствами, то непременно ушла бы польза веры в сокровенное и уровнялись бы между собой верующие в сокровенное и неверующие в него.
Третья: Что касается мучений и блаженства в могиле, а также ширины ее и узости, то все это постигает лишь покойный и никто иной. Это подобно спящему, которому снится во сне, что он находится в тесном и мрачном месте или же в просторном и светлом месте, тогда как в глазах других не изменилась его спальня, он же, как и прежде, лежит на своей постели в своей комнате. Пророку (ﷺ) ниспосылались откровения в то время, когда он пребывал среди сподвижников, но при этом сподвижники не слышали откровения, которые слышал Пророк (ﷺ). Иногда ангел приходил к Пророку (ﷺ) в человеческом обличье и разговаривал с ним, но сподвижники не видели ангела и не слышали его (слов).
Четвертая: Поистине, постижение людей ограничено тем, чем Аллах наделил их из постижений и невозможно, чтобы они постигли все существующее. Семь небес и земля и те, кто на них, и всякая вещь прославляют Аллаха действительным восхвалением, а иногда Аллах позволяет услышать это прославление тем, кому пожелает, но вместе с этим оно остается скрытым от нас. О чем Всевышний говорит: «Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия» (сура «аль-Исра», аят - 44). То же самое касается и шайтанов и джиннов, которые расходятся по земле, отправляясь и возвращаясь. Известно, что джинны присутствовали у Посланника Аллаха (ﷺ), слушали его чтение (Къурана) и соблюдали молчание, затем возвращались к своим соплеменникам, будучи увещевателями, но вместе с этим они скрыты от нас. О чем Всевышний Аллах сказал: «О сыны Адама! Не позволяйте шайтану обмануть вас, подобно тому, как он вывел из Рая ваших родителей. Он сорвал с них одежды, чтобы показать им их недостатки. Воистину, он (шайтан) и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите. Воистину, Мы сделали дьяволов покровителями и помощниками тех, которые не веруют!» (сура «аль-А'раф», аят - 27). (Таким образом) если люди не могут постичь все существующее, то не дозволено им отрицать то, что подтверждено из области сокровенного» (см.: «Шарх саляса аль-усуль» стр.73-74).
Перевод: Абу Сумая Казахстани
_____________________________________
[1] Прим. переводчика: Также одним из доводов мучения в могиле служит хадис Асмы, которая рассказывала: «Однажды Посланник Аллаха (ﷺ), поднявшийся со своего места и обратившийся к людям с проповедью, упомянул об испытаниях, которым подвергнется в могиле каждый человек. Когда же он упомянул об этом, то мусульмане сильно запереживали, создавая шум» (аль-Бухари, 1373).
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, после этого хадиса сказал: «Сподвижники пророка (ﷺ) сильно переживали, когда упоминали о мучении в могиле, а что касается нас, то мы не переживаем».