аль-‘Ифри сказал: «Ибн Абу Шейба, да смилуется над ним Аллах, сказал: рассказал нам Шабаба, который передавал от Хишама ибн аль-Газ, передавшего от Нафи’, который рассказывал, что Ибн ‘Умар сказал: «Первый азан в пятничный день является нововведением». И сказал наш шейх ( под шейхом возможно имеет в виду аль-Хаджури – прим.пер), да хранит его Аллах: «Иснад до Ибн ‘Умара достоверный. Так как Шабаба это Ибн Саууар, он же является заслуживающим доверия. Хишам ибн аль-Газ также является заслуживающим доверия. Нафи’ вольноотпущенник Ибн ‘Умара - это известный имам». Конец слов шейха. Ибн Абу Шейба, да смилуется над ним Аллах, также сказал: Передал нам Уаки’, который рассказывал нам от Хишама ибн аль-Газа, сказавшего: я спросил Нафи’ вольноотпущенника Ибн ‘Умара о первом азане в пятничный день. Он ответил: Ибн ‘Умар сказал: «Это нововведение (бид’а)». Иснад этого асара (предания) является достоверным, и он является более очевидным в своем доводе, чем первое предание. Если ты скажешь: «Выше были приведены слова Ибн Раджаба и Абу Батына, которые сказали, что Ибн ‘Умар имел в виду нововведение в его языковом значении, так каков ответ будет на это?», - то будет сказано: Нафи’ вольноотпущенник Ибн ‘Умара из слов своего шейха понял, что здесь имелось в виду смысловое (религиозное) нововведение, которое подобно шариату. Из того, что усиливает это, является то, что передал Уаки’ в своей книге, как передал это Хафиз Ибн Раджаб в «аль-Фатх», что Хишам ибн аль-Газ сказал: «Я спросил Нафи’а об азане в пятничный день и он ответил: «Ибн ‘Умар сказал: «нововведение, и каждое нововведение - заблуждение, даже если люди посчитают его хорошим».
Поэтому из этого становится ясно, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, имел в виду именно то нововведение, которое понял вольноотпущенник Ибн ‘Умара - Нафи’. Также поняли выдающиеся ученые аль-Уади’и, ать-Туюби, аль-Хаджури и другие, что это порицаемое нововведение. А что же касается того, что упомянули Ибн Раджаб и Абу Батын, да смилуется над ними обоими Аллах, то это их иджтихад.
Имам Нафи’ вольноотпущенник Ибн ‘Умара является великим таби’ином, и выше были приведены его слова, что каждое нововведение – заблуждение. И теперь Бармаки скажет ли, что он вынес решение против ‘Усмана Ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, о его заблуждении и нововведении?!!».
Ответ шейха Раби’:
«Поистине, высказывания относительно первого азана, что он является нововведением, основываются на передаче Хишама ибн аль-Газ.
Во-первых: Он не был описан (хорошей) памятью и совершенством. Даже если сказали некоторые ученые (хадисоведы) в отношении его, что он заслуживающий доверия, такие как Яхья ибн Ма’ин, Духейм и Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Амар, то правильным является то, что он является правильным (мусульманином), о чем сказали имам Ахмад и ибн Ма’ин, когда сказал о нем: «Нет проблем в нем». Аз-Захаби в отношении его сказал: «Он является правдивым». Аль-Хафиз ибн Хаджар же сказал о нем: «Он является заслуживающим доверия и в отношении его нужно рассмотреть».
Поэтому в отношении хадиса подобного передатчика, если он единственный передает этот хадис, не говорят, что этот хадис достоверный, так же, как и не говорят, что этот хадис хороший.
Во-вторых: Для меня стало ясным то, что эта версия хадиса (риуая) от Нафи’ считается порицаемой, поскольку она уединилась своей версией от множества сподвижников Наф’и. Тогда как среди них есть большие ученые, жившие в Медине. Из передатчиков Нафи’: его дети, Абу ‘Умар, ‘Абудуллах, ‘Абудуллах ибн Динар, Солих ибн Кейсан, ‘Абду Раббихи, Яхйа ибн Са’ид аль-Ансари, Юнус ибн ‘Убейд, Язид ибн Абу Хабиб, Абу Исхакъ ас-Субей‘и, аз-Зухри, Муса ибн ‘Укъба, Маймун ибн ‘Аджлян, Аюб ас-Сахтияни, Джарир ибн Хазим, аль-Хакам ибн ‘Утейба, Са‘д ибн Ибрахим, ‘Абдуллах ибн Са‘ид ибн Абу Хинд, ‘Убейдуллах ибн ‘Умар, брат его ‘Абдуллах, Ибн Джурейдж, аль-Ауза‘и, Ибн Исхакъ, ‘Абдуль-Карим аль-джазари, ‘Ата аль-Хурасани, Лейс ибн Абу Сулейм, Мухаммад ибн Сукъат, Хишам ибн Са‘д, Матар аль-Уарракъ, Малик ибн Анас, Исма‘иль ибн Умейя, Усама ибн Зейд аль-Лейси, Исма‘иль ибн Ибрахим ибн ‘Укъба, Аюб ибн Муса аль-Кърейши, Букейр ибн ‘Абдуллах ибн аль-Ашадж, Я‘ла ибн Хаким, Джуейрия ибн Асма, Абу Сахр Хамид ибн Зияд, Ханзаля ибн Абу Суфьян, Са’ид ибн Хилял, Сахр ибн Джуейрия, ад-Даххак ибн ‘Усман, ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Умар ибн Абдуль-‘Азиз, ‘Убейдуллах ибн Абу Джа‘фар, ‘Умар ибн Зейд ибн ‘Абдуллах ибн ‘Умар, ‘Иса ибн Хафс ибн ‘Асым ибн ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Юнус ибн Язид, Фулейх ибн Сулейман…. и многие другие передатчики хадиса. См.: «Тахзиб ат-тахзиб» (10\ 413).
После чего единственный Хишам ибн аль-Газ передает эту версию от Нафи’, несмотря на большое количество передатчиков Нафи’ из которых имеются и его сыновья. А также среди них есть большие ученые, жившие в Медине, и не было передано от них эта удивительная версия.
Это не смотря на то, что Хишам ибн аль-Газ не являлся жителем Медины, однако он был из Дамаска. Затем он жил в Багдаде...
Подобный его хадис - в подобном его положении – считается порицаемым.
Имам Муслим в предисловии своей книги (стр.7) сказал: «Поскольку постановление ученых, постановление которое мы познали от их мазхаба относительно принятия того, в чем уединился хадисовед из хадиса, является то, чтобы он принимал участие с заслуживающими доверия из обладателей знания и хорошей памяти в чем-то из того, что они передают, и чтобы он (хадисовед) усердствовал в том, чтобы соответствовать им в этом (то есть в том, что они передают). Если будет именно так, затем этот хадисовед после этого добавит добавку, которой нет у его товарищей (хадисоведов), то это его добавка принимается…».
Обрати внимание на слова имама Муслима: «чтобы он принимал участие с заслуживающими доверия из обладателей знания и хорошей памяти в чем-то из того, что они передают, и чтобы он (хадисовед) усердствовал в том, чтобы соответствовать им в этом (то есть в том, что они передают).…».
И это отсутствует у (Хишама) ибн аль-Газ, к тому же он был известен малым количеством передачей хадиса. И он также не принимал участие со сподвижниками Нафи’ в чем-то из того, что они передавали из достоверных хадисов, и не усердствовал в том, чтобы соответствовать им.
Поэтому два имама аль-Бухари и Муслим не передавали от него какой-либо хадис, цепочка которого связывается с Нафи’. За исключением аль-Бухари, который передал от него лишь одну версию в виде му’аллякъа [3].
И никто из имамов не передавал этот асар [4], кроме ибн Абу Шейбы, тогда как он не соблюдал достоверность того, что передает. И это (также) из того, что усиливает порицаемость этого асара, приписанного Ибну ‘Умару.
Аль-Хафиз ибн Хаджар, комментируя слова имама Муслима, сказал: «он ясно сказал, что если заслуживающий доверия будет стараться соответствовать с другими заслуживающими доверия в их хадисе, затем уединится в хадисе от них, то принимается то, в чем он уединился. И он передал это от ученых» (см.: «шарх ‘илял ат-Тирмизи» 1\456-457).
А Хишам ибн аль-Газ является из тех, от которых не дозволено принимать хадисы, если они передают от подобных Нафи’ и аз-Зухди, уединяясь в этом, в чем никто не принимал участие из заслуживающих доверия из передатчиков Нафи’ и аз-Зухри.
В-третьих: Затем, даже если допустить, что этот асар от ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллах, достоверный, то под нововведением имелось в виду языковое значение, а не шариатское, как говорили об этом некоторые ученые. Это подобно словам ‘Умара, который произнес слово нововведение в отношении молитвы ат-тарауих.
В-четвертых: Поистине, ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен им и его отцом Аллах, был из тех, кто восхвалял праведного халифа - ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, и защищал его. Поэтому вовсе невозможно то, что приписывает ему - Хишам ибн аль-Газ из того, что возвращается как ругань в адрес праведного халифа - ‘Усмана, да будет доволен им Аллах.
Имам аль-Бухари в главе «О достоинстве ‘ Усмана» (3698 -3699) передал хадис: «Ибн ‘Умар, да будет доволен им и его отцом Аллах, рассказывал: «Мы при жизни Пророка (ﷺ) не равняли никого с Абу Бакром, затем с ‘Умаром затем с ‘Усманом. Затем мы не отдавали превосходство одним сподвижникам над другими»».
Ибн Маухаб рассказывал: «Однажды явился какой-то человек из Египта и, увидев людей, сказал: «Кто эти люди?» Они ответили: «Они къурейшиты». Тот человек снова спросил: «А кто среди них является шейхом?». Они сказали: «’Абдуллах ибн ‘Умар». Тот человек спросил: «О Ибн ‘Умар, я хочу спросить тебя об одной вещи. Расскажи мне. Известно ли тебе, что ‘Усман бежал с поля боя в день битвы при Ухуде? Он (Ибн ‘Умар) ответил: «Да». Потом этот человек снова спросил: «Известно ли тебе, что он отсутствовал в день битвы при Бадре и не участвовал (в этом сражении)?». Он ответил: «Да». Этот человек снова спросил: «Известно ли тебе, что он отсутствовал во время присяги «ар-Ридуан» и не принес ее?». Он ответил: «Да». Тогда этот человек воскликнул: «Аллах Велик!». Ибн ‘Умар сказал: «Теперь дай мне объяснить тебе все это. Что касается его бегства в день битвы при Ухуде, то я свидетельствую, что Аллах простил его. Что касается его отсутствия во время битвы при Бадре, то тогда он был женат на дочери Пророка (ﷺ), которая в то время была больна, и Посланник Аллаха (ﷺ) сказал ему: «Поистине, достанется тебе такая же награда и такая же доля, как и любому из тех, кто примет участие в битве при Бадре».
Что же касается его отсутствия во время принесения присяги «ар-Ридуан», то если бы нашелся человек более уважаемый в Мекке, чем ‘Усман, то Пророк (ﷺ) послал бы (к мекканцам) вместо его (‘Усмана) другого. Однако Посланник Аллаха (ﷺ) направил к ним именно ‘Усмана. Присягу же «ар-Ридуан» принесли уже после того, как ‘Усман ушел в Мекку. А Посланник Аллаха (ﷺ) протянул свою правую руку и сказал: «Это рука ‘Усмана», после чего ударил ею по другой своей руке и сказал: «Это (присяга) за ‘Усмана». Затем Ибн ‘Умар сказал (этому человеку): «А теперь иди и запомни то, что я сказал»».
Я скажу: Обрати внимание, как этот великий сподвижник защищает ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, затем вспомнил достоинства его!
Посмотри также на этого человека, питающего злобу к ‘Усману, да будет доволен им Аллах! Поистине, этот человек, несмотря на свою злобу, не спросил Ибн ‘Умара об азане ‘Усмана, тогда как этот вопрос является более ясным и известным чем те вопросы, о которых он спросил. Поэтому это указывает на то, что этот азан был из приветствующих (вещей или допустимых) по мнению этого человека и мусульманской общины!» (см.: «аз-Забб ‘аниль-Халифатиль-Рашид ‘Усман», стр.: 10-15).
аль-‘Ифри (стр.3) сказал: «Было передано от ‘Абдуллы ибн аз-Зубейра, что он провозглашал только один азан, который был при жизни Пророка (ﷺ)».
Ответ шейха Раби’:
«Во-первых: Нет в поступке ‘Абдуллаха ибн аз-Зубейра, да будет доволен ими Аллах, вынесения постановлений в отношении действия ‘Усмана, что оно являлось нововведением.
Во-вторых: В иснаде ибн аз-Зубейра есть передатчик по имени Ибн Джурейдж, который был мудаллисом. Он же в этом иснаде передавал через букву «’ан (от)» [5] . Поэтому иснад (цепь) этого хадиса является слабым.. (Мусаннаф ‘Абдурразак (3\206) номер «5344»).
Поэтому выявилась несостоятельность приверженности твоей к поступке Ибн аз-Зубейра, да будет доволен ими Аллах» (см.: «аз-Забб ‘аниль-Халифатиль-Рашид ‘Усман», стр.: 17).
аль-‘Ифри (стр.3) сказал: «Имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, в «аль-Истизкар» 2\27, сказал: «… ‘Ата отрицал, что первый, кто ввел этот азан ‘Усман, и говорил, что его ввел Му’авия. Но кто бы из них ни был, дело, которое было при жизни Пророка (ﷺ) любимее для меня..».
Ответ шейха Раби’: «В словах имама аш-Шафи’ нет описания азана ‘Усмана тем, что он является нововведением. Напротив слова «любимее для меня» указывают на то, что дело ‘Усмана (тоже) является любимым. И он не считает азан ‘Усмана нововведением, как хочет внушить этот писатель (т.е. которого шейх опровергает)» (см.: «аз-Забб ‘аниль-Халифатиль-Рашид ‘Усман», стр.: 18).
аль-‘Ифри (стр.3) сказал: «Также слова Ибн Хабиба, слова которых передал Абу Уалид, сказавший: Затем, когда увеличилось число людей, то ‘Усман велел провозглашать азан во время зенита в местечке «аз-Заура» … А когда он усаживался на минбар, то муаззины провозглашали азан в местечке «аль-Манар». Затем Хишам ибн ‘Абудуль-Малик во время своего правления перенес азан, который провозглашался в местечке «аз-Заура», и поставил одного муаззина, провозглашавшего азан во время зенита в местечке «аль-Манар». А когда Хишам усаживался на минбар, то муаззины провозглашали азан перед ним. Когда же они завершали, то он произносил проповедь. Ибн Хабиб сказал: «И действие Пророка (ﷺ) больше заслуживает, чтобы за ним следовали»».
Ответ шейха Раби’: «В словах Ибн Хабиба нет какого-либо порицания в адрес поступка ‘Усмана. Порицание же его было в адрес поступка Хишама (ибн АбдульМалика), который перенес азан ‘Усмана из местечка «аз-Заура (в другое место). Поэтому стало несостоятельное твое приведение в качестве довода - слова Ибн Хабиба и имама аш-Шафи’и» (см.: «аз-Забб ‘аниль-Халифатиль-Рашид ‘Усман», стр.: 18).
аль-‘Ифри (стр.3) сказал: «Также слова Ибн аль-Амира ас-Сан’ани, который сказал: «А что касается этого азана, о котором говорит автор здесь, а также в книге «аль-Бахр», то это азан противоречит известному шариату и является нововведением, который ввел ‘Усман» («Хашия Дау ан-Нахар» Джалляля 3/103).
Ответ шейха Раби’: «Эти слова ас-Сан’ани не приемлемы. Затем поистине, его довод по этому вопросу является та версия, которая передает Хишам ибн аль-Газ (от Ибн ‘Умара, тогда как это версия от него недостоверная – прим.пер.), или же он (ас-Сан’ани) опирается на передачи ши’итов-зейдитов, которые считают, что молитва тарауих является нововеденческой, и которые порочат сподвижников» (см.: «аз-Забб ‘аниль-Халифатиль-Рашид ‘Усман», стр.: 19).
аль-‘Ифри сказал:
«аль-Мубаракфури, который является автором книги «Тухфат уль-Ахуази», сказал: «Если ты понял, что под сунной праведных халифов имеется в виду только лишь то, что соответствует пути Пророка (ﷺ), то тебе стало ясно, что приведение в качестве довода на то, что третий азан ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, который он ввел по своему иджтихаду, является сунной – не является полноценным. Разве ты не видел, как Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «первый азан в пятничный день является нововведением». Если бы этот довод был полноценным и азан ‘Усмана был бы сунной, то он не применил бы слово нововведение (в отношении этого азана), ни в виде порицания, ни в ином. Это потому, что в отношении сунны не дозволено применять слово нововведение, какой бы смысл ни был» (3/69)».
Ответ шейха Раби’:
«Во-первых: Эти слова аль-Мубаракфури неприемлемы. Что скажут он и другие в отношении распоряжения Абу Бакра и ‘Умара, да будет доволен им Аллах? Эти распоряжения приняли все сподвижники и (мусульманская) община в свете слов Пророка (ﷺ) сказавшего: «поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем».
Во-вторых: Слова его (аль-Мубаракфури) основаны на порицаемой передаваемой версии Хишама ибн аль-Газ.
В-третьих: По причине согласия сподвижников, да будет доволен им Аллах, и таби’инов и тех, кто пришел после них, - по причине согласия их с ‘Усманом выясняется ложность (несостоятельность) слов ас-Сан’ани, аль-Мубаракфури и иного» (см.: «аз-Забб ‘аниль-Халифатиль-Рашид ‘Усман», стр.: 19).
После того, как шейх Раби’ доказал, что шейх аль-Альбани не противоречил азану ‘Усману, сказал: «Подводя итог: Шейх аль-Альбани не считал запрещенным применение азана ‘Усмана при наличии причины, которая побуждает к применению его. А не как хочет внушить (ложную мысль) писатель (которого шейх Раби’ опровергает – прим.пер), что шейх аль-Альбани был из тех, кто абсолютно противоречил азану ‘Усмана.
Одним из порицаемых вещей в адрес этого писателя является утаивание его этих строк, в которых шейх аль-Альбани ясно высказал свою позицию в отношении азана ‘Усмана…
А что касается того, что передает шейх аль-Альбани от аль-Мауради посредством имама аль-Къуртуби, что Али, да будет доволен им Аллах, будучи в Куфе ограничивался сунной и не придерживался азана ‘Усмана, то мы скажем: Предоставьте ваш довод на это, тогда как это сделать нелегко.
Также будет опровержением в адрес аль-‘Ифри то, что привел имам аль-Бухари от аз-Зухри, который рассказывал: «Передают от аз-Зухри, который рассказывал: «Я слышал, как ас-Саиб ибн Язид сказал: «Поистине, азан в пятничный день произносился тогда, когда имам усаживался на минбар. И так было при жизни Пророка (ﷺ), Абу Бакра и ‘Умара. Когда же во время правления ‘Усмана количество людей увеличилось, то ‘Усман повелел в пятничный день произносить третий азан. После чего азан провозглашали в местечке «аз-Заура». Затем дело установилось на этом»».
В примечании к этому шейх Раби’ сказал: «Сказавший эти слова был ас-Саиб ибн Язид, являвшимся сподвижником, который умер в 91- году или незадолго до этого. Так вот, он до конца своего преклонного возраста не слышал ни от кого порицание в адрес ‘Усмана в отношении этого азана».
Далее шейх Раби’ сказал: «Хафиз Ибн Раджаб в «аль-Фатх» (8\231) прокомментировал этот хадис и из его комментариев были следующие слова: «А слова его (т.е. слова ас-Саиба ибн Язида, сказавшего: «Затем дело установилось на этом») в этой версии, которую привел аль-Бухари, указывают на то, что это со времен установления ‘Усманом продолжалось и не оставлялось после. И это указывает на то, что ‘Али признал это (т.е азан ‘Усмана) и не отменил его. И пришли к единому мнению относительно этого азана два халифа из праведных халифов, да будет доволен ими всеми Аллах».
Усвой эти слова (или обрати внимание на эти слова) и извлеки пользу из них, о аль-‘Ифри!
Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, в «Джами’ аль-‘Улум уаль-хикам» (2\128-129) относительно хадиса «Каждое нововведение - заблуждение» сказал: «Это великая основа из основ религии. Этот хадис подобен хадису Пророка (ﷺ) сказавшего: «Если кто-нибудь внесет в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, оно будет отвергнуто». Если кто-либо внесет какое-либо дело и отнесет его к религии, тогда как оно не имеет основу из религии, к которой возвращаются, то это дело будет считаться заблуждением и религия будет непричастна к этому делу, независимо от того, касается ли это вопросов убеждений, или деяний или же явных и тайных слов. Что касается того, что имело место в словах саляфов из одобрения некоторых нововведений, то в них подразумевалось языковое значение нововведения, а не шариатское. Из этого раздела слова ‘Умара, который в отношении людей, молящихся за одним имамом в ночь Рамадана, сказал: «Прекрасное это нововведение». И было передано от него, что он (‘Умар) сказал: «Если это нововведение, то это прекрасное нововведение».
Также было передано от Абу ибн Ка’ба, который сказал ему (‘Умару): «Поистине, этого не было». ‘Умар сказал: «Я знаю, однако оно является прекрасным». Имеется в виду, что это действие не было таким вот образом до этого времени. Однако оно имеет основу из шариата, к которым возвращаются. Из этого шариата является то, что Пророк (ﷺ) побуждал к совершению молитвы в ночь Рамадана. В то время люди совершали молитвы по отдельности в мечети. Пророк же (ﷺ) совершал молитву вместе со своими сподвижниками в Рамадане несколько ночей. Затем перестал это совершать, опасаясь того, что эта молитва может стать для них обязательной, впоследствии они не смогут совершить ее. И эта причина исчезла после смерти Пророка (ﷺ)…. Из этого шариата также является то, что Пророк (ﷺ) велел следовать сунне праведных халифов. И это стало из сунны праведных халифов. Поэтому мусульмане пришли к единому мнению относительно этого во время правления ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али, да будет доволен ими Аллах.
Из этого раздела также – первый азан в пятничный день, который добавил ‘Усман по причине того, что люди нуждались в этом. И это признал ‘Али и мусульмане продолжали претворять его в жизнь. Было передано от Ибн ‘Умара, что он сказал: «Это является нововведением». Быть может, он имел в виду то, что имел в виду его отец относительно молитвы «ат-Тарауих» в месяц Рамадан.
И из этого раздела также - собирание мусхафов в одну книгу. Зейд ибн Сабит относительно этого вопроса приостановился и сказал Абу Бакру и ‘Умару, да будет доволен ими Аллах: «Как вы можете делать то, что не делал Пророк (ﷺ)?». Затем он понял, что в этом есть польза, по причине чего дал согласие на собирание мусхафов. Ведь Пророк (ﷺ) велел записывать откровение. И нет разницы между тем, чтобы записывали (его) в раздельном виде или же собранном. Более того, в объединении (мусхафов в одну книгу) было более полезным.
Точно также и объединил ‘Усман мусульман на одном (чтении) мусхафе и аннулировал другие, опасаясь разделения мусульманской общины. И одобрил это ‘Али и большинство сподвижников, да будет доволен ими Аллах. И в этом была явная польза.
Таким же образом и сражение с теми, кто отказывался выплачивать закят. ‘Умар и другие приостановились относительно этого вопроса, пока не разъяснил им Абу Бакр основу, к которой возвращаются из шариата. После чего мусульмане согласились с ним в этом». Конец слов шейха.
Обрати внимание на понимание этого имама и на его справедливость:
Во-первых: Истинное (шариатское) нововведение, которое является заблуждением, по мнению его (Ибн Раджаба), является то, что не имеет основу в религии, к которой возвращаются. Религия же непричастна к этому виду нововведения.
Во-вторых: уважение его (Ибн Раджаба) к приказу ‘Умара, да будет доволен им Аллах, относительно совершения молитвы «ат-Тарауих» в джама’ате. И он (Ибн Раджаб) относительно этого сказал: «Однако оно (это действие) имеет основу из шариата, к которым возвращаются».
В-третьих: Его слова: «Из этого раздела также – первый азан в пятничный день, который добавил ‘Усман по причине того, что люди нуждались в этом. И это признал ‘Али и мусульмане продолжали претворять его в жизнь».
Под словами его «Из этого раздела», подразумевается то, что совершал праведный халиф ‘Усман, да будет доволен им Аллах. Поистине, это имеет основы из религии, к которой возвращаются.
Затем продолжил свои слова: «И из этого раздела (то есть из того, что имеет основы в религии) собирание мусхафов в одну книгу» по приказу праведного халифа - Абу Бакра»
«Точно также и объединил ‘Усман мусульман на одном мусхафе и аннулировал другие, опасаясь разделения мусульманской общины. И одобрил это ‘Али и большинство сподвижников, да будет доволен ими Аллах. И в этом была явная польза».
Что же скажет тот, кто порочит азан ‘Усмана и считает, что этот азан является нововведением?
Разве он вынесет решение относительно дел этих праведных халифов Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана, да будет доволен ими Аллах, что эти дела являются истинными (шариатскими) нововведениями?!» (см.: «аз-Забб ‘аниль-Халифатиль-Рашид ‘Усман», стр.: 23-27).
Также этот аль-‘Ифри в пользу своего мнения привел слова шейха Мукъбиля, да смилуется над ним Аллах, сказавшего: «Этот азан совершался во времена ‘Усмана, и не передается ничего о том, что этот азан совершался также и во времена ‘Али» («Кам’ уль-му’анид» с. 49-50).
Ответ шейха Раби’:
«Имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, в «Сахихе» привел хадис (3707) от Ибн Сирина, который в свою очередь передавал от ‘Абида, он же рассказывал, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Судите, как вы судили (или же повелевайте, как вы повелевали). Поистине, я не люблю разногласия, дабы было для людей единство, или же чтобы я умер, как умерли мои сподвижники (то есть, мои братья, которые были праведными халифами)».
Ибн Сирин считал (был уверен), что большинство, передаваемое от Али, являлось ложью».
Имам ‘Али, да будет доволен им Аллах, ясно сказал, что он не любит разногласие, дабы люди были в единстве. Он не желал противоречить своим братьям, а желал умереть на том, на чем умерли его сподвижники, то есть праведные халифы до него, а это – Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман, да будет доволен ими Аллах.
Поэтому невозможно, чтобы ‘Али противоречил ‘Усману в установленном им азане, который признали все сподвижники, да будет доволен ими Аллах, во главе которых был сам ‘Али, да будет доволен им Аллах.
Из того, что усиливает это, являются слова ас-Саиба ибн Язида, который в отношении азана ‘Усмана сказал: «И дело установилось на этом». И это касается (также) эпохи (правления) ‘Али, да будет доволен им Аллах, и других вплоть до кончины ас-Саиба ибн Язидя во время правления Уалида ибн ‘Абудль-Малика в 91- году или незадолго до этого года» (см.: «аз-Забб ‘аниль-Халифатиль-Рашид ‘Усман», стр.: 34).
А если кто скажет, что из сунны праведных халифов принимается лишь то, что соответствует Сунне Пророка (ﷺ), то на это дал ответ опять же шейх Раби, да хранит его Аллах, сказав:
«Если праведные халифы разногласят, то принимают более правильное мнение из их мнений. И не дозволено оставлять все мнения их, тогда как о них засвидетельствовал Посланник Аллаха (ﷺ), что они являются праведными халифами, ведомыми прямым путем. Одним из заблуждений является - оставление мнения всех их, если они разногласят. Ибо это противоречит свидетельству Посланника Аллаха (ﷺ), что они являются праведными халифами, ведомыми прямым путем.
Если же мы скажем, что мы не принимаем из сунны их, кроме как то, в чем они соответствуют Сунне Посланника Аллаха (ﷺ), то мы, таким образом, аннулируем свидетельство Посланника Аллаха (ﷺ), что они являются праведными халифами, ведомыми прямым путем. Аннулируем этот отличительный признак, которым отличил их Посланник Аллаха (ﷺ), сказавший: «Поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». Поэтому им должно принадлежать отличительный признак, которым они отличаются от других, если они совершают иджтихад в том, что приводит в порядок дела общины Мухаммада (ﷺ).
Из таких отличительных признаков – иджтихад ‘Усмана, с иджтихадом которого согласились сподвижники Мухаммада (ﷺ). Если они считали бы, что дело ‘Усмана противоречит Сунне Посланника Аллаха (ﷺ), то они непременно порицали бы его.
И если это дело обстоит так, то не обращают внимания на противоречие тех, кто противоречит этому азану после того, как прошло больше тысячи лет» (см.: «аз-Забб ‘аниль-Халифатиль-Рашид ‘Усман», стр.: 28).
После того, как было установлено единогласное мнение сподвижников в отношении азана ‘Усмана, нет значения мнениям поздних ученых, которые ошибочно назвали нововведением азан ‘Усмана. Поэтому аль-Хаджури следует открыто принести покаяние за то, что он упорно именует азан ‘Усмана нововведением, заявляя притом еще то, что в отношении этого есть единогласное мнение ученых.
аль-‘Ифри сказал:
«Поэтому заявление, что в этом вопросе есть единогласное мнение, несмотря на противоречие этих имамов и других (относительно этого вопроса), не является правильным. Что касается того, что они не знали об этом единогласном мнении, то почему ли не сказать, что те, которые передают единогласие, не знали о разногласии в этом вопросе. И тот из них, кто узнал о словах Ибн ‘Умара, сказавшего, что этот азан является нововведением, тот объяснил это тем, что это в языковом значении нововведения, несмотря на то, что правильность в этом вопросе противоречит разъяснению, к которому пришли Ибн Раджаб и Абу Батын. Хотя правильное разъяснение в этом вопросе является то, как поняли имам Нафи’, который являлся вольноотпущенником Ибн ‘Умара, а также поняли выдающиеся ученые аль-Мубаракфури, аль-Альбани[6] , Уади’, аль-Хаджури и другие которые указывали на то, что заблаговременный азан является порицаемым нововведением, который был описан заблуждением».
Ответ шейха Раби’:
«Это безрассудство со стороны этого писателя, который считает азан ‘Усмана порицаемым нововведением, которое описано заблуждением. И никто не опередил его в этом безрассудстве! Как это возможно, тогда как признали этот азан сподвижники Пророка (ﷺ) и те, кто последовал за ним наилучшим образом, которых похвалил Аллах, когда сказал: «Аллах доволен первыми из сподвижников мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние» (сура «ат-Тауба», 100-аят).
Которых похвалил Посланник Аллаха (ﷺ), сказавший: «Лучшие люди в моей общине - это мое поколение, затем следующее за ним, а затем - следующее за ним. Потом же появятся люди, свидетельства каждого которых будет опережать их клятву, а их клятва будет опережать их свидетельств».
Он (ﷺ) также сказал: «Не ругайте моих сподвижников! Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, если один из вас пожертвует золото величиной с гору Ухуд, то это не сравнится и с пригоршней, пожертвованной ими, и даже с ее половиной!».
Разве они могут признать порицаемое нововведение, которое было описанным заблуждением?
Из твоих слов следует, что ты обвинил их в нововведении и в заблуждении и что ты более ревностный за религию Аллаха и более знающий об истине, чем они!»
Что касается твоих слов:
«Поэтому заявление, что в этом вопросе есть единогласное мнение, несмотря на противоречие этих имамов и других (относительно этого вопроса), не является правильным»,
- то ты увеличил число противоречащих, хотя в действительности противоречащих лишь трое, которые пришили в последнем эпохе после более тысячи лет.
А эти трое являются - Ас-Сан’ани, аль-Мубаракфури и Мукъбил, да простит их Аллах. Противоречие же их не повлияет на дело, которое признали сподвижники Пророка (ﷺ), таби’ины и имамы до наших времен, число которых неисчислимо.
Истина с ними и манахадж пророка Мухаммада (ﷺ) относительно принесения пользы и отведения вреда из их начала (или основы).
И выше для благородного читателя были приведены доводы, указывающие на узаконенность азана ‘Усмана и на узаконенность распоряжения праведных халифов, что убеждает разумного, который ищет истину» (см.: «аз-Забб ‘аниль-Халифатиль-Рашид ‘Усман», стр.: 38-39).
[3]Прим. переводчика: Му’аллякъ – это один из видов передачи хадисов, иснад (цепочка передатчика) которого имеет разрыв в начале иснада. Имеется в виду, что в начале иснада пропущено имя одного передатчика. См.: «аль-Байкъунийа» шарх шейха Ибн ‘Усаймина, стр. 57.
[4] Прим. переводчика: аль-Асар – это то, что передается от сподвижников, или таби’инов или от тех, кто последовал за ними. Поэтому когда говорят, что пришло в асарах, то не подразумевают, что это хадис от Пророка (ﷺ), за исключением того, если связывают это с ним, говоря, что это пришло в асаре от Пророка (ﷺ) . Однако, если это слово употребляют абсолютно, без ни каких связей, то это означает, что это пришло от сподвижников и от тех, кто последовал за ними. См. «аль-Байкъунийа» шарх шейха Ибн ‘Усаймина, стр. 28.
[5]Прим.переводчика: То есть, известно, что если мудаллис передает хадис через букву «’ан (от)», например говорит: «передал мне такой-то от (’ан) такого – то» - то его хадис считается неприемлемым. За исключением того, если он (мудаллис) ясно скажет, что он сам лично слышал от того, от кого передает.
[6]Прим. переводчика: Шейх Раби’ сказал: «Аллах сделал непричастным шейха аль-Альбани к тому, что ты приписал ему. Читатель узнал позицию шейха аль-Альбани, познал, что он не противоречил делу ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, и что он полагал, что нет в этом ничего плохого, если есть нужда в этом и причина, которая побуждает к этому».