абу София   08-25-2013, 02:28 AM
#1
БисмилЛяхи ар-Рахмани ар-Рахим

О проявлении многобожия в любви


Всевышний Аллах сказал: "Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники, узрев мучения, увидели, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения" (аль-Бакара, 165).
Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Всевышний Аллах сообщил о положении многобожников в этом мире, и о том какое наказание ожидает их в будущей Вечной жизни, так как они приобщают к Аллаху сотоварищей. Поклоняются им наряду с Аллахом и любят их, как любят Его, тогда как Он - Аллах, и нет божества достойного поклонения, кроме Него. Нет у Него равных и сотоварищей. В двух достоверных сборниках приводится хадис от ‘Абдуллы ибн Мас’уда, который рассказывал: «Я сказал: «О посланник Аллаха, какой грех является величайшим?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Величайшим грехом является, приобщение к Аллаху равных, тогда как Он является твоим Создателем»» (аль-Бухари, 6861. Муслим, 82).
Те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее, по причине своей любви к Аллаху, безупречного познания Его, почтения и уединения Его в поклонении. Они не приобщают к Нему ничего в сотоварищи, напротив, поклоняются только лишь Ему одному, уповают только на Него и во всех делах обращаются лишь к Нему»
(см.: «Тафсир аль-Куран аль-‘Азым», 1\298-299).
Ибн Кайим, да смилуется над ним Аллах, говорил: "В этом аяте Всевышний Аллах сообщил, что тот, кто любит кого-либо или чего-либо так, как любит Аллаха, является тем, кто приобщает к Аллаху равных. И это приравнивание в любви, но не в сотворении и господстве, ибо никто из людей не утверждает, что есть равные Аллаху в Его сотворении и господстве, поскольку большинство людей приобщает к Аллаху равных в любви и в возвеличивании" (см.: "Тафсир Ибн Каийм").
Шейх Мухаммад ат-Тамими, да смилуется над ним Аллах, сказал: "В этом аяте упоминается, что среди людей есть такие, которые любят свои объекты поклонения так, как любят Аллаха, что указывает на то, что они любят Аллаха великой любовью. Но, несмотря на их любовь, они не стали мусульманами. Что же тогда можно сказать о тех, кто возлюбил свои объекты поклонения сильнее, чем Аллаха?! И что можно сказать о том, кто любит свой объект поклонения и не любит Аллаха вовсе?!" (см.: "Китабу ат-таухид", глава 6).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, после упоминания этих слов шейха, сказал: "Люди делятся относительно любви (к Аллаху) на четыре группы:
Первая: Это когда человек любит Аллаха сильнее, чем других, и это считается единобожием.
Вторая: Это когда он любит других, как любит Аллаха, и это считается многобожием.
Третья: Это когда он любит других сильнее, чем Аллаха, и это опаснее и больше (в многобожии), чем предыдущее.
Четвертая: Это когда он любит других, и не любит Аллаха вовсе. И это является предельно опасным и великим (неверием)"
(см.: "аль-Каулюль-муфид").
Шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании предыдущего аята писал:
"Как прекрасно этот аят связан с предыдущим откровением, в котором Всевышний Аллах привел убедительные и неопровержимые доказательства единобожия, которых достаточно для того, чтобы знания человека переросли в полную убежденность, абсолютно несовместимую с сомнением и неуверенностью. В этом аяте Аллах сообщил, что, несмотря на полную ясность в этом вопросе, среди людей есть такие, которые уподобляют творения Создателю, испытывая к ним искреннюю любовь, оказывая им великие почести и проявляя перед ними покорность и посвящая им прочие обряды поклонения. Если же человек продолжает поступать так после того, как ему привели неопровержимые доказательства истинности единобожия, то он является неверующим, который либо упрямо пытается воспротивиться Аллаху, либо отказывается размышлять над знамениями Господа и различными творениями. Такой человек не имеет ни малейшего оправдания своему неверию. Более того, он заслуживает самого сурового наказания.
В этом аяте речь идет о людях, которые не приобщают к Аллаху сотоварищей в сотворении, ниспослании пропитания и управлении Вселенной. Они приобщают к Нему сотоварищей в поклонении, и поклоняются творениям для того, чтобы те приблизили их к Аллаху. Однако в действительности их идолы не являются сотоварищами или равными Аллаху, ведь именно поэтому кораническое откровение гласит, что они сами приобщают их к Аллаху. Они называют своих идолов божествами, хотя эти названия являются совершенно
безосновательными и лишены всякого смысла. Как сказал Всевышний: «Но они приобщают сотоварищей к Аллаху. Скажи: "Назовите их! Неужели вы поведаете Ему о существующем на земле такое, что Ему не известно, или же это – всего лишь пустые слова?"» («ар-Раад»,33).
Всевышний также сказал: «Они – всего лишь имена, которыми нарекли их вы и ваши отцы, относительно которых Аллах не ниспослал никакого доказательства. Они следуют лишь предположениям» («ан-Наджм», 23).
Творение не может сравниться с Аллахом, потому что Аллах является Творцом, тогда как все остальные существа являются творениями. Господь Бог является Кормильцем, тогда как все остальные нуждаются в пропитании. Аллах богат и ни в чем не нуждается, тогда как все творения бедны и беспомощны. Аллах обладает всесторонним совершенством, тогда как все качества рабов имеют определенные недостатки. Аллах один может принести пользу или причинить вред, тогда как все остальные совершенно не способны приносить пользу, причинять вред или распоряжаться судьбой.

Все сказанное позволяет обрести полную убежденность в порочности воззрений тех, кто приобщает к Аллаху сотоварищей или равных, будь то ангелы, пророки, праведники, истуканы или другие творения. Из этого также следует, что только Аллах заслуживает самой совершенной любви и самой совершенной покорности. Вот почему Аллах похвалил правоверных, которые любят Аллаха сильнее, чем идолопоклонники любят своих идолов. Это объясняется тем, что любовь правоверных к Аллаху является искренней, тогда как многобожники всего лишь приобщают своих идолов к Аллаху. Это также объясняется тем, что правоверные любят Господа, который действительно заслуживает искренней любви и любовь к которому является свидетельством праведности и залогом счастья и преуспеяния, тогда как идолопоклонники любят истуканов, которые совершенно не заслуживает любви и любовь к которым является величайшим несчастьем и залогом погибели раба. Именно поэтому Аллах предостерег беззаконников, которые приравнивают творения к Аллаху, повинуются идолам вместо Господа рабов, несправедливо относятся к самим рабам, сбивают их с прямого пути и причиняют им вред, от наказания, которое они увидят воочию, когда наступит День воскресения. И тогда они убедятся, что могущество целиком и полностью принадлежит Аллаху, тогда как их идолы являются совершенно беспомощными. В этот день им станет ясна слабость и беспомощность ложных богов. Истина окажется совсем не такой, какой она казалась им в мирской жизни. Они полагали, что идолы и вымышленные божества обладают властью и способны приблизить людей к Аллаху, однако их предположения окажутся ошибочными, а усердия – бесплодными. Их приговорят к наказанию, и божества не избавят их от страданий и не принесут им пользы даже весом с одну крупинку. Более того, все божества, на которые они возлагали надежды, будут приносить им один только вред" (см.: "Тафсир Са'ди").
Истинный верующий не любит никого или ничего так, как любит Аллаха или больше, чем Его. Если же он полюбил кого-либо или чего-либо так, как надлежит любить только Аллаха, или же полюбил их больше, чем Аллаха, то такой человек совершил великое многобожие (ширк), которое ввергает его в Адское пламя навечно, и его обителью будет Преисподняя, если он не принесет покаяния Аллаху и не вернется к истинному единобожию до своей смерти, поскольку любовь является поклонением, которую он должен посвящать только одному лишь Аллаху. Мусульманин благодаря этой любви проявляет унижение и возвеличивает Всевышнего Аллаха, подчиняется Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) и оставляет грехи.

Истинная любовь к Аллаху - следование пути Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха)


Из признаков любви раба к Своему Господу является проявление любви ко всему, что любит Всевышний Аллах. Например, любовь к тем местам, которые любимы Всевышнему Аллаху, как высокочтимая Мекка и Медина, или все мечети в целом. Или любовь к временам, которые любит Аллах, таким как месяц Рамадан, десять дней Зуль-хиджи и прочим. Или любовь к речам, которые любит Аллах, таким как поминание Аллаха, чтение Корана и прочее. Или любовь к тем созданиям Аллаха, которых любит Аллах, таких как пророки, посланники, ангелы, правдивые, мученики, праведники, благочестивые и прочие. А также любовь к тем деяниям, которые любимы Аллахом и которыми Он доволен, такими как намаз, закят, ураза, хадж.
Хасан, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Знай, поистине, ты не возлюбишь Аллаха, пока не полюбишь подчинение Ему".
Абу Йакуб, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Любой, кто заявляет о своей любви к Всемогущему и Великому Аллаху, в то время как противоречит Его велению, лжет в своем заявлении".
Йахйа ибн Муъаз, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Не правдив тот, кто заявляет о своей любви к Аллаху, и вместе с тем не соблюдает Его ограничения" (См. шейх ибн Раджаб "Джами'уль-'улюм уаль-Хикам", стр. 80, хадис №6).
Шейх Мухаммад ибн Са'ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал:
"Признаками любви раба к своему Господу являются отдавание предпочтения тому, что любит его Господь, даже если это противоречит его страстям, проявление ненависти к тем, кого не любит его Господь, даже если его страсть склоняется к нему, проявление дружеского отношения к тем, кто любит Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), так же, как проявление враждебных чувств к тем, кто враждует с ними и питает ненависть к ним, а также полное принятие Прямого руководства Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и следование его пути" (см.: шейх Мухаммад ибн Са'ид Раслян "Шурут Ля иляха илля Ллах", стр.42).
Сказал Всевышний Аллах: «Скажи (о Мухаммад): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» («аль-‘Имран», 31).
Этот аят указывает на то, что свидетельством истинной любви к Аллаху является следование пути Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Поскольку многие люди заявляют о том, что они любят Аллаха, однако признаком подлинной и искренней любви к Нему является следование пути Его пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Ибо выполнение его велений и руководство его проповедями – это единственный способ заслужить любовь Аллаха и снискать Его благоволение. Человек не может заслужить Его любовь, снискать Его благоволение и удостоиться Его вознаграждения, если не признает истинность Корана и не признает руководство, которое проповедовал пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал: «Скажи (о Мухаммад): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный». Эти слова Всевышнего Аллаха являются критерием, позволяющим отличать людей, которые действительно возлюбили Аллаха, от грешников, которые любят Его только на словах. Если человек последует путем Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то Аллах непременно возлюбит его, одарит его вознаграждением, которого удостаиваются Его возлюбленные рабы, простит ему прегрешения и скроет его недостатки.
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Человек ощутит сладость веры тогда, когда обнаружит в себе три чувства: когда он возлюбит Аллаха и Его Посланника больше всего на свете; когда он возлюбит мусульманина только ради Аллаха; и когда ему будет ненавистно возвращение в неверие, после того, как Аллах спас его от этого, так же, как ненавистно ему быть брошенным в Огонь" (Бухари, 16 и Муслим, 43).
Шейх Мухаммад ибн Са'ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Мусульмане искренне любят только Аллаха. Многобожники же любят Аллаха и еще других наряду с Ним, тогда как это противоречит смыслу свидетельства "Ля иляха илля Ллах" (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха)» (см.: шейх Мухаммад ибн Саид Раслан "Шурут Ля иляха илля Ллах ", стр. 44).

Не запрещено любить природной любовью


Однако это не означает, что мусульманину недопустимо любить отца, мать, детей, мужа, жену, имущество и прочее из дозволенных вещей, поскольку такая любовь является природной, которую Аллах заложил в каждом человеке.
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Любовь делится на два вида:
Первый вид: Любовь, которая является поклонением. Это любовь, которая обязывает проявление унижения, покорности и возвеличиваний. В сердце человека проявляется возвеличивание Аллаха, которое требует, чтобы он подчинялся приказам Аллаха и сторонился Его запретов. И подобную любовь заслуживает только Всевышний Аллах. Поэтому тот, кто возлюбит наряду с Аллахом других, любовью, которая является поклонением, то он является многобожником, который привнес великое многобожие. И ученые называют такое проявление любви особой любовью, которую заслуживает только Всемогущий и Великий Аллах.
Второй вид: Это такая любовь, которая по сути своей не является поклонением. И она несет в себе тоже несколько подвидов:
Первый подвид: Любовь ради Аллаха. Это проявление любви ко всему, что любит Всевышний Аллах. Например, любовь к людям (любимым Аллаху, таким как) пророки, посланники, правдивые, шахиды, праведники и благочестивые. Или же любовь к (таким) деяниям, как намаз, закят, благочестивые поступки и прочее. Этот подвид любви также входит и в первый вид, который был упомянут выше.
Второй подвид: Это любовь, в которой проявляется сострадание и милость. Например, любовь к детям, слабым или больным.
Третьи подвид: Это любовь, в которой проявляется уважение и глубочайшее почтение. Например, любовь к родителям, учителю или пожилым добрым людям.
Четвертый подвид: Это природная любовь. Например, любовь к еде, питью, одежде, средству передвижения или к жилью. И самым почетным и лучшим из перечисленных подвидов является первый подвид. Остальные же подвиды являются дозволенными, если только человек не свяжет их с поклонением, иначе они превращаются в поклонение. Например, мусульманин любит своих родителей почтительной любовью. Но если он свяжет это с тем, что он этой любовью приближается и поклоняется Аллаху, дабы этим проявить к ним благочестие, то в таком случае такое проявление любви превращается в поклонение. Точно также и сострадательная любовь родителей к своим детям. Если они свяжут эту любовь с тем, что они выполняют повеление Аллаха, давая им правильное воспитание, тогда это любовь превращается в поклонение.

Таким же образом и природная любовь, как любовь к еде, питью, одежде или к жилью. Если он вознамерился с помощью этих вещей совершить поклонение, то это также превращается в поклонение. И поэтому Пророку (мир ему и благословение Аллаха) была внушена любовь к женщинам и благовониям из благ этого мира (Ахмад, 3\128, 199, 285; ан-Насаи, 7\61). Ему (мир ему и благословение Аллаха) была внушена любовь к женщинам, поскольку этого требует фитра, а также потому, что в этом содержится огромная польза. Также ему (мир ему и благословение Аллаха) была внушена любовь к благовониям, потому, что они взбадривают душу, освежают и радуют ее, а также потому, что хорошие благовония для хороших мужчин. Всевышний Аллах - Всеблагой (Пречистый), и Он не принимает ничего, кроме благого (чистого).
Поэтому, если человек использует эти вещи для совершения поклонений, то это также превращется в поклонение. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, дела оцениваются только по намерениям и поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести" (Бухари, 1\13 и Муслим, 3\1515).
Ученые говорили: «То, без чего невозможно выполнить обязательное (веление), также становится обязательным». Также они говорили: "Средства имеют такое же постановление (хукм), как и цели". И в этом вопросе они единогласны"
(см.: "аль-Каулюль-муфид", 31-глава).
Всевышний Аллах сказал: "Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами" («Али-‘Имран», 14).
Однажды Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «О, Посланник Аллаха! Кого среди людей ты любишь больше всего?» На что он ответил: «Айшу». После чего его спросили: «А среди мужчин? Он ответил: «Ее отца» (Муслим, 4\1856).
Все это указывает на то, что возлюбить кого-либо или чего-либо любовью, которая была заложена в природу человеческой души, не является запретной. Однако эта любовь должна быть природной, а если же она отвлекает мусульманина от подчинения Аллаху и поминания Его так, что он из-за этого даже впадает в пригрешение, то такая любовь является греховной и запретной. Сказал Всевышний Аллах: "О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток" («аль-Мунафикун», 9).
Также Всевышний Аллах сказал: "О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их, но если вы будете снисходительны, проявите великодушие и простите их, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный" («ат-Тагабун», 14).
Ибн Каийм, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: "Здесь под враждой, не подразумевается ненавистная вражда, как полагают это многие люди. Однако, воистину, это вражда привязанности, которая удерживает мужей от хиджры (переселения), джихада, требования знаний, садаки (милостыня) и прочих из деяний религии и благочестивых поступков" (см.: "Тафсир ибн Кайим").
Шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: "Этими словами Аллах предостерег верующих от обольщения своими женами и детьми, потому что некоторые из них являются врагами им в том смысле, что всякий, кто желает человеку зла, является его врагом. Поэтому правоверные должны остерегаться тех, кто желает им зла, и помнить, что любовь к женам и детям заложена в природу человеческой души. Всевышний разъяснил Своим рабам, что эта любовь порой заставляет человека потакать даже тем желаниям жен и детей, которые противоречат законам Аллаха. Поэтому Он приказал им исполнять только Его повеления и стремиться, прежде всего, снискать Его благосклонность и пообещал им за это великое вознаграждение, которое удовлетворит их самые заветные желания и претворит в жизнь их самые великие мечты. Так Аллах призвал верующих возлюбить Последнюю жизнь сильнее, чем они любят этот преходящий мир. А поскольку жены и дети, которые подталкивают человека на ослушание Аллаха, заслуживают порицания и наказания, Господь приказал мужьям быть снисходительными к ним и прощать их. Если вы простите их, смилуетесь над ними и сжалитесь, то ваше благородство принесет вам огромную пользу, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный. Его воздаяние всегда соответствует содеянным людьми деяниям. Кто умел прощать, того простит Аллах. Кто был милостив, над тем смилостивится Аллах. Кто выполнял приказы Аллаха так, как это нравится Аллаху, и относился к людям так, как они того желали, принося им пользу, тот заслужит любовь Аллаха, любовь Его рабов и утвердится на прямой стези" (см.: "Тафсир Са'ди").
Однако, если он преступил границы любви так, что даже возлюбил кого-либо или чего-либо так, как любит Аллаха или же сильнее, чем Аллаха, то такая любовь является великим многобожием, которое приведет его к чудовищному урону. И если человек теряет голову из-за своих детей или своего богатства, и забывает об Аллахе, то он непременно несет убыток, ибо он предпочитает тленное и преходящее бесконечному, лишаясь счастья и блаженства в мире Вечном. Всевышний сказал: «Знайте, что ваше имущество и ваши дети являются искушением и что у Аллаха – великая награда» («аль-Анфаль», 28).
Поэтому следует любить кого-либо или чего-либо природной любовью, но лучше, чтобы эта любовь сопровождалась надеждой. Например, жены любят своих супругов с надеждой соискания довольства мужа, дабы посредством этого удостоиться довольства Аллаха и Его награды. Но любить любовью большей природной любви запрещено, ибо творение не может сравниться с Аллахом, «потому что Аллах является Творцом, тогда как все остальные существа являются творениями. Всевышний является Кормильцем, тогда как все остальные нуждаются в пропитании. Аллах богат и ни в чем не нуждается, тогда как все творения бедны и беспомощны. Аллах обладает всесторонним совершенством, тогда как все качества рабов имеют определенные недостатки. Аллах один может принести пользу или причинить вред, тогда как все остальные совершенно не способны приносить пользу, причинять вред или распоряжаться судьбой» (см.: «Тафсир Са’ди»).
Прошу Всевышнего Аллаха сделать нас в числе истинных единобожников и оберечь нас от многобожия!
Прошу Всевышнего Аллаха принять этот труд и сделать его искренним ради Его Прекрасного Лика, благодатным и полезным для каждого, кто его прочтет. Так же прошу Его вознаградить каждого, кто прочтет эту статью, посоветует ее другим и будет принимать участие в распространении этого послания!
Прошу Аллаха простить меня и всех, кто помогал мне в ее составлении, мусульманина, прочитавшего эту статью и всех мусульман, сказавших после этой мольбы «Амин»!

И в завершении хвала Аллаху, Господу всех миров!


Подготовил: Абу Сумая Казахстани
Редактор текста: Абу Тальха Казахстани


Использованная литература:

1. «Тафсир аль-Куран аль-‘Азым» Ибн Касира;
2. «Тафсир Ибн Кайима»;
3. «Джамиьуль-улюм уаль-Хикам» Имама Ибн Раджаба;
4. «аль-Къаулюль-Муфид» шейха Ибн ‘Усаймина.
5. «Тайсируль-Карим ар-Рахман» шейха Саъди.
6. «Шурут Ля иляха илля Ллах» шейха Мухаммад ибн Са’ид Расляна.




абу София   11-30-2014, 03:51 AM
#2
ас- Саляму алейкум! Уважаемые братья и сестры эта статья была отредактирована, а файл был, по-новому, прикреплен. Приятного чтения!
  
Users browsing this thread: 2 Guest(s)
Powered By TAVHID.COM, © 2002-2024 Tavhid Forum.
Made with by Curves UI.