С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
О том, что требование шариатских знаний является лучшим из видов поклонения, которое превосходит все добровольные поклонения
Степень ученых велика чем степень тех, кто не обладает знанием, а приобретение знания является наилучшим из видов поклонения, которое превосходит все добровольные поклонения.
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «аз-Зумар», аят 9).
Всевышний Аллах также сказал:
«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (сура «аль-Муджадиля», аят 11).
Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал:
«Достоинство знания любимее у Аллаха, чем достоинство поклонения, а лучшее в вашей религии - это богобоязненность» (См: Абу Ну’айм «аль-Хильйа», 2\211-212).
От Абу Хурейры было передано, что он сказал:
«Для меня любимее то, чтобы я знал какой-либо раздел знаний относительно приказа и запрета, чем совершение семидесяти раз походов на пути Аллаха» (См: аль-Хатыб «аль-Факъих уаль-Мутафакка», 52).
От Ибн ‘Аббаса передано, что он сказал:
«Повторение знания в некоторые часы ночи любимее для меня, чем оживление ее добровольными молитвами» (См: ад-Дарими «ас-Сунан», 1\82).
От Абу Мусы аль-Аш‘ари было передано, что он сказал:
«Для души моей крепче и лучше то, чтобы я сидел на каком-либо заседании вместе с ‘АбдуЛлахом ибн Мас’удом, чем совершал бы сунну» (См: аз-Захаби «ас-Сияр», 493).
От Хасана аль-Басри было передано, что он сказал:
«Для меня любимее то, чтобы я изучал какой-либо раздел знаний, затем обучал ему мусульман, чем будет у меня все мирское и растрачу я их ради Последней вечной жизни» (См: аль-Хатыб «аль-Факъих уаль-Мутафакка», 53).
Также от него было передано то, что он сказал:
«Если человек постигнет какой-либо раздел знаний и будет жить по нему, то это будет лучше для него, чем мирская жизнь и то, что в ней (из благ), даже если она будет принадлежать ему, затем он растратит ее ради Последней вечной жизни».
Хасан аль-Басри также сказал:
«Чернила ученых и кровь шахидов текут одним руслом».
От Хасана аль-Басри также было передано, что он сказал:
«Нет ничего величественней у Аллаха по награде, из того, что Аллах создал, чем требование знаний: Ни хадж, ни ‘умра, ни джихад, ни садака и ни освобождение раба (не превзойдут требование знаний по награде). Если бы знание обладало обличьем, то его облик бы был прекраснейшим, чем облик солнца, луны, звезд, небес и Престола».
Имам аз-Зухри сказал:
«Изучение Сунны лучше, чем совершение поклонения в виде двухсот сунн (добровольных действий)».
Имам Суфьян ас-Саури и Абу Ханифа сказали:
«Нет после выполнения обязательных поклонений ничего лучше, чем требование знаний!»
Имам Суфьян ас-Саури также сказал:
«Мы не знаем ничего лучшего из деяний, чем требование знаний тем, у кого правильное намерение на этом пути». Его спросили: «А каким должно быть намерение в требовании знаний? Он ответил:
«Он должен желать этим (Лика) Аллаха и Последнюю вечную жизнь».
Имам аш-Шафи’и сказал:
«Требование знания лучше, чем добровольные молитвы».
Однажды имам Малик увидел своего друга, который записывал знания, затем, оставив это, встал для совершения молитвы. Имам Малик в изумлении сказал ему:
«То, для чего ты встал, не является лучше того, что ты оставил».
Спросили имама Ахмада: «Что любимее для тебя, чтобы я совершил ночные добровольные молитвы, или же переписывал (или записывал) знание?» Он ответил:
«Если ты записываешь то, что узнал из своей религии, то это любимее для меня».
Имам Ахмад также сказал:
«Нет ничего равного знаниям для того, у кого правильное намерение».
Имам Ахмад сказал: «Люди нуждаются в знании сильнее, чем в еде и питье, поскольку в еде и питье нуждаются два или три раза в день. А что касается знания, то в нем нуждаются все время». А в другой версии он сказал: «Поскольку человек нуждается в еде и питье один или два раза в день, однако в знании он нуждается при каждом своем дыхании» (См: Шейх Мухаммад Са’ид Раслян «Афату аль-‘Ильм», стр. 140).
Аль-Му’афи ибн ‘Имран сказал:
«Записывание одного хадиса любимее для меня, чем совершение ночных добровольных молитв».
Ибн Раджаб, после вышеприведенных слов саляфов относительно знания, сказал:
«Из того, что указывает на превосходство знания над всеми добровольными поклонениями, является то, что знание объединяет в себе все достоинства различных дел.
Поистине, знание является наилучшим из видов поминаний (зикра), и оно также является лучшим из видов джихада» (См: «Уарасатуль-анбийа шарх хадис Аби ад-Дарда», стр. 35-37).
Шейх Ибн Усаймин сказал:
«Нет сомнений в том, что требование знаний является одним из лучших деяний. Более того, требование знаний является одним из видов джихада на пути Аллаха. Особенно в наше время, когда начались проявляться и распространяться нововведения в исламском обществе, распространилось невежество, многие люди начали выносить фетвы без знания и спорить. Все это обязывает молодежь стремиться к знанию по причине нижеследующих причин:
Первая причина состоит в том, что выявились нововведения и их зло.
Вторая причина состоит в том, что люди выносят фетвы без знания.
Третья причина состоит в том, что увеличились споры в вопросах, которые являются ясными (понятными) для ученых. Однако (не смотря на это) человек начинает спорить в этих вопросах без знания.
И по этой причине мы нуждаемся в обладателях основательного и большого знания, которые также обладают пониманием в религии Аллаха и мудростью в наставлении рабов Аллаха» (См: «Китабуль-'ильм», стр. 18).
И в заключении хвала Аллаху, Господу миров!
Собрал и перевел: Абу Сумая Казахстани