С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
О том, что следование за каким-либо ученым в его джархе не является такълидом, и что обязательным является принять сообщения праведных и надежных
Ибн Къайм (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Всевышний Аллах повелел принимать сообщение сообщающего, если он внешне правдив и праведный…
И это истина, относительно которой никто не спорит…
И из этого раздела - это такълид в принятии биографий, посланий, ознакомлений и принятии та’диля и джарха, и все это относится к разделу сообщений, принять которые приказал Аллах, если сообщающий надежный и правдивый» (см: «’Иламу маукъи’ин» 2\254-255).
Если кто-то из ученых применяет слово «такълид» относительно вопроса джарха и та’диля, то это не означает, что он имеет в виду порицаемый такълид. Ибо следование за каким-либо ученым в его джархе не считается порицаемым такълидом!
Имам ас-Сан’ани (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Та’диль и джарх относятся к разделу сообщений. Смысл слов делающего та’диль: «такой-то праведный» указывает на то, что он выполняет обязательные дела и оставляет запрещенные, и соблюдает мужскую доблесть. Делающий джарх говорит: «такой-то является нечестивцем», например, по причине его распивания опьяняющих напитков. Любое сообщение праведного и надежного является обязательным принять из-за существования доводов на совершение дела согласно сообщению праведного (надежного). И это не считается слепым следованием (такълидом) за ним» (см: «Таудих аль-афкар ли ма’ани танкъих аль-анзар» 2\118-119).
Шейх Раайд Алу Тахир (да хранит его Аллах) сказал:
«Слова знатоков джарха и та’диля относительно определенных личностей не являются только чистым сообщением, так же, как не являются лишь постановлением. Однако они являются сообщением, в которых содержатся постановление. Ученый, знающий хорошо о джархе и та’диле, сообщает о том, что в таком-то человеке есть качество, которое является причиной джарха или та’диля, и в то же время это является постановлением в отношении этого человека, что он является тем, кому сделали джарх (маждрух) или тем, кого посчитали праведным (надежным)» (См: Шейх Раайд Алу Тахир «ат-Тальхис аль-муфхим фи байан анна хукма таджрих аль-мубтади’ ас-саадир мин ахль-‘ильм аль-му’табирийн биль-Адилля уаль-Барахийн мульзим», стр.37).
Шейх Раайд Алу Тахир (да хранит его Аллах) после цитирования различных высказываний имамов, как Ибн Каъима и ас-Сан’ани, также сказал:
«Мы говорим, что стало весьма ясно, что слова признанных ученых джарха и та’диля относятся к разделу сообщений. И их слова основаны на памяти, опыте и познании, а не на их мнении и иджтихаде, которые основаны на различных пониманиях.
А что касается разногласия, которое имело место среди них, то это разногласие не выходит за пределы разногласия относительно передаваемого сообщения, как разногласие в том, что дошло до них из положений некоторых передатчиков и того, что они передают.
Да, иногда ученые применяют слово иджтихад или подобные слова, после чего они упоминают, что иджтихад имел место в словах имамов джарха и та’диля. После чего некоторые понимают, что эти ученые имели в виду, что слова ученых джарха и та’диля в отношении определенных личностей происходят по причине иджтихада со стороны мнения и выводов. В действительности этот вопрос не является таковым, ибо ученые под иджтихадом имеют в виду, что ученые джарха и та’диля проявляют иджтихад в рассмотрении передатчиков, их положении, биографии, и того, что они передают, и в рассмотрении слов имамов этой науки в отношении этих передатчиков относительно их джарха и та’диля. Затем они выносят решение в отношении их согласно тому, что до них дошло из этого, и согласно их памяти, опыту, знаниям и условиям. После чего дают окончательную степень передатчику, ограничивая это тем, говоря: этот передатчик надежный или слабый и прочие выражения. А также они рассматривают, влияет ли джарх в отношении этого передатчика или нет? Какая его степень относительно степени та’диля и джарха? Вот это является местом их иджтихада. И они в любом случае получают награду за свои иджтихады. И все это, несомненно, по причине расхождения их слов в отношении определенного передатчика, а не по причине единодушия их в отношении слабости его или надежности. Однако остается основа, что слова их относительно джарха и та’диля в отношении передатчика происходят со стороны сообщения и передачи» (См: Шейх Раайд Алу Тахир «ат-Тальхис аль-муфхим фи байан анна хукма таджрих аль-мубтади’ ас-саадир мин ахль-‘ильм аль-му’табирийн биль-Адилля уаль-Барахийн мульзим»).
Имам ас-Сан’ани (да смилуется над ним Аллах) сказал: «
Тот, кто (из муджтахидов) считает хадис достоверным или слабым, не считает так на основании своих мнений и выводов, как это не является неизвестным (ни для кого), напротив, он поступает так согласно сообщению (передачам). И любой муджтахид, который считает хадис слабым или достоверным, поступает согласно сообщению праведного (надежного). Поэтому ты познал, что разногласие в этом не происходит на основании суждений (мнений)!» (см: «Иршад ан-нукъад иля тайсийри аль-иджтихад» стр. 108-115).
Шейх Раайд Алу Тахир (да хранит его Аллах) после цитирования слов ‘Абдуррахмана аль-Му’аллими, сказал:
«Тот, кто поразмышляет над его словами, да смилуется над ним Аллах, заметит, что слова последующих имамов джарха и та’диля в отношении личностей основывались либо на том, что у них имеется передача и сообщение от предыдущих имамов джарха и та’диля, после чего упоминают эту передачу, либо на том, что они ничего не имеют из передачи от них, после чего они делают иджтихад. И можно различить между тем, что они переняли от предыдущих имамов джарха и та’диля из области постановления в отношении передатчиков, и тем, в чем они проявляют иджтихад. В основном они ограничиваются в отношении его постановлением, со словами: «он надежный» или «он слабый передатчик» или прочее. И поистине, это следствие иджтихада со стороны их.
Этот иджтихад проявляется с трех путей:
Первый: «Рассмотрение того, кто передает от другого человека.
Второй: Рассмотрение обстоятельства (къараин), охватывающего риуайа (или касающегося риуайа).
Третий: Рассмотрение иснадов риуайатов и их мутунов (текстов).
И все это происходит со стороны рассмотрения сообщений и передачи, а не происходит со стороны мнений и выводов (аль-истинбатов) (то есть, не происходит по причине расхождения пониманий, как это происходит в разногласии факъихов – прим. пер). Вот с этой стороны иджтихад мухаддисов отличается от иджтихада факъихов. И все муджтахиды если приложат усилия в достижении истины и правильности, то они пребудут между одной наградой и двумя.
Поэтому обрати внимание на это, о требующий знания! И пусть не перемешивается это у тебя и не делают тальбисы (подлоги) тебе некоторые, которые просто берут отрывки из слов ученого из текста и преподносят их не в том понимании, как понимает его автор. Один Аллах лишь ведет по прямому пути!» (См: Шейх Раайд Алу Тахир «ат-Тальхис аль-муфхим фи байан анна хукма таджрих аль-мубтади’ ас-саадир мин ахль-‘ильм аль-му’табирийн биль-Адилля уаль-Барахийн мульзим», стр. 36-37).
Шейх Мухаммад Базмуль (да хранит его Аллах) сказал:
«Знай, да приведет меня и тебя Аллах к Его довольству, что слова ученых относительно предостережения от приверженцев нововведений являются из раздела сообщений, а не из раздела иджтихада. Поэтому является обязательным принять сообщение надежного (заслуживающего доверия) и не отвергать его» (‘Ибарат Мухима).
Шейх Мухаммад Базьмуль (да хранит его Аллах) сказал:
«Принятие сообщения заслуживающего доверия является следованием ему, и не является это из раздела слепого следования (такълида). Смешение этих двух разделов приводит к неясности, в которою не подобает впадать требующему знания. Поистине, такълид – это когда ты принимаешь мнения (или слова) кого-либо и делаешь его подобно ожерелью, которое охватывает твою шею, и тот (мнение и слово которого ты придерживаешься) тебя направляет в любую сторону. В отличие от следования, ибо это принятие довода, который был предоставлен тебе кем-либо. Что касается сообщения заслуживающего доверия, то ты следуешь ему и не делаешь за ним такълид. Для большей ясности скажу следующее: Если дойдет до тебя сообщения от какого-либо имама относительно передатчика из передатчиков, что он сказал то-то и то из высказывания приверженцев нововведений, то принятие этих слов от этого имама относительно того передатчика является ли это такълидом или следованием? Ответ: это является из раздела следования, а не из раздела такълида» (‘Ибарат Мухима).
Шейх Ахмад Базмуль, опровергая Халяби, сказал:
«Поистине, саляфиты, порицающие тебя (о Халяби), придерживаются постановления ученых против Мухаммада Хасана, постановление которое основано на доводах! Известно, что принятие постановлений с доводами является следованием, и не является это таклидом. Только смутьяны и вводящие в заблуждение считают это таклидом!
Потом, если допустить, что саляфиты являются мукаллидами, то таклид за надежными учеными, которые строят свои постановления на доводах, не считается порицаемым. Хотя в действительности это не является таклидом, а считается следованием за истиной, которой придерживаются ученые. Это не является порицаемым таклидом, напротив, это является из манхаджа саляфов. По этой причине, когда ты сказал, о Халяби: «Мы не можем согласиться с тем, чтобы мы были копиями какого-либо человека, каким бы он значимым ни был», то шейх ‘аллама ан-Наджми, да смилуется над ним Аллах, опровергая тебя, сказал: «А кто тебя обязывает этим?!!
Если человек соглашается с какой-либо личностью, так как он считает, что с ней доводы, то его согласие не считается согласием с той личностью, однако это считается согласием с доводом. Вот это и есть дозволенный такълид. Всевышний Аллах сообщил нам, что у верующих одна дорога, и что они следуют друг за другом в истине и что последующие мусульмане просят прощение за предшествующих мусульман. Всевышний Аллах сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожгем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса,115). Всевышний Аллах также сказал: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний. Каждый человек является заложником того, что он приобрел» (ат-Тур,21). Также Всевышний Аллах сказал: «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!» (аль-Хашр,10). Никто из верующих и ученых не является действующим единолично (или независимым), однако они следуют друг за другом в ‘акъиде и шариатском постановлении. Всевышний Аллах сказал: «Затем Мы внушили тебе: «Исповедуй религию Ибрахима, будучи единобожником, ведь он не был из числа многобожников» (ан-Нахль,123). Также Всевышний Аллах сказал: «Это – те, кого Аллах повел прямым путем. Следуй же их прямым путем» (аль-Ан’ам,90).
Одним словом, кто следует за какой-либо личностью в словах или мнениях, то в отношении его не говорят, что он стал копией той личности». Конец слов шейха.
Спросили нашего шейха ‘алламу ‘Убейда аль-Джабири, да хранит его Аллах: «Некоторые студенты взялись за сложные вопросы, касающиеся манхаджа и личностей, и при этом они противоречат ученым, которым принадлежит стойкость в познании этих вопросов. Они противоречат им под предлогом, что мы не являемся принужденными следовать за каким-либо человеком. Каково ваше обращение будет относительно этого положения? Да благословит вас Аллах!».
Шейх ответил следующим образом: «Это верно, ты не являешься вынужденным следовать за кем-либо. Однако под этими общими твоими словами может подразумеваться как ошибка, так и правильность, как истина, так и ложь. Этот момент заслуживает того, чтобы ты разъяснил его. Поистине, поучение не заключается в словах какой-либо личности, а поучение содержится в доводах. Когда люди станут препираться о чем-нибудь, то является обязательным обратиться с этим к Аллаху и Его Посланнику, мир ему и благословение Аллаха. О чем сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (ан-Ниса,59). Ученые относительно этого аята сказали, что «обратиться к Аллаху, означает обратиться к Его Книге. А обратиться к Посланнику, значит обратиться к Посланнику при его жизни, а после его смерти обратиться к его Сунне». Поэтому эти твои слова являются весьма порочными и ложными, и человек понимает из твоих слов только то, что ты хочешь привязать людей к себе самому и подобным тебе, которые взялись за знание и призыв. А ведь для тебя является обязательным связывать людей с имамами-учеными, ведущими по прямому пути. Связывать людей с учеными, известными правильной ‘акъидой и правильным манхаджем, известные своим основательным знанием и искренним наставлением по отношению к мусульманам. Поистине, они являются наследниками пророков. Если они скажут свои слова относительно сложных вопросов, или положений или предостережений от какой-либо личности, и если они разъяснят порочность манхаджа той личности посредством довода, то является обязательным принять их слова. Ибо это истина, пока она основана на доводах»» (См. «Сыяна» стр.474-476).
Вопрос джарха и та’диля - это из раздела сообщений, в котором нет места для мнений и выводов, и в котором сообщение надежных принимать является обязательным по приказу Всевышнего Аллаха!
Шейх Раайд Алу Тахир (да хранит его Аллах) сказал:
«Если для тебя стало ясно, о читающий, из слов ученых приведенных выше, что слова ученых джарха и та’диля в отношении определенных личностей входят в раздел принятия сообщений надежных, то знай тогда, что сообщение надежного принять является обязательным.
Имам аль-Хатыб аль-Багъдади (да смилуется над ним Аллах), в «аль-Кифайа фи ‘ильми ар-риуайа» стр.31, когда цитировал несколько доводов относительно обязанности принятия сообщения надежных, сказал: «Совершение дела согласно сообщению одного (надежного) человека было достаточным для таби’инов и тех, которые пришли после них, из числа факъихов во всех странах мусульман вплоть до наших времен. И до нас не дошло, что кто-то из них порицал это и противоречил этому. Было утверждено из религии их - обязательность (совершения дела согласно сообщению одного надежного человека). Если бы среди них был бы тот, кто не считал обязательным совершать дела согласно сообщению одного (надежного) человека, то непременно передали бы нам эту весть от него… А Аллаху ведомо лучше!».
По причине этого мы узнали, что если какой-либо признанный ученый вынес решение относительно какой-либо личности, что он является приверженцем нововведений, или что он не является саляфитом, и сообщил он об этом посредством доводов, то является обязательным принять его слова. Ибо слова его в отношении приверженцев нововведений входят в науку джарха и та’диля, как было сказано ранее. Пока он является надежным, принятие его сообщения является обязательным, поскольку сообщение надежного принять является обязательным. А если выясняется для нас, посредством научных доводов и правильных доказательств, противоречие того, что сказал этот надежный ученый, то его слова в таком случае не принимаются, не говоря уже об обязанности принятия его слов» (См: Шейх Раайд Алу Тахир «ат-Тальхис аль-муфхим фи байан анна хукма таджрих аль-мубтади’ ас-саадир мин ахль-‘ильм аль-му’табирийн биль-Адилля уаль-Барахийн мульзим», стр. 38).
То есть, если какой-либо ученый, посредством научных доводов и правильных доказательств, разъяснил ошибочное постановление этого надежного ученого, то его слова в таком случае не принимаются!
А не так, как делает халябит Амаш, без всяких разъяснений отвергает разъясненный джарх ученых в отношении Халяби, Хишама аль-Бияли и др., опираясь только на общие похвалы некоторых ученых в адрес этих личностей, не приводя разъяснения ученых, что этот джарх ученых был ошибочным, указывая при этом на причину этого.
Однако, Амаш и его последователи приводят лишь свои комментарии, что нельзя обязывать нас джарху того или иного ученого, так как этот вопрос иджтихада, есть ученые, которые не согласны с джархом того или иного ученого. Потом приводят в пользу этого слова ученых на основании своих пониманий, не приводя ни одного ученого, которому хорошо известно о причинах джарха в адрес этих личностей, и который ясно разъяснил бы претензии, указывая при этом на ошибочное постановление их в отношении этих личностей!!!
Более того нет ни одного ученого, который утверждал бы, что джарх ученых в отношении Халяби, Хишама аль-Бияли и др., не был разъясненным, но, не смотря на это, Амаш пытается внушить людям, что джарх в отношении его шейхов не был разъясненным!!
Шейх Мухаммад Базмуль (да хранит его Аллах) сказал:
«Научила меня религия моя, чтобы я принимал сообщение ученого без приостановки (или колебания) и без выяснения, пока не выявится для меня противоречие этому.
Довод этому является то, что Всевышний Аллах приказал мне разузнавать сообщение нечестивца в Своих словах: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» («аль-Худжурат», 6).
И этот аят разъясняет, посредством противоположного понимания, что сообщение надежного принимается без выяснения. И тем более оно принимается, если это сообщение передает надежный ученый.
И отсюда пришло правило, что основа - это принятие сообщения надежного без разузнавания» (
http://www.bazmool.com/node/355 ).
Шейх Ахмад Базмуль (да хранит его Аллах) сказал:
«Что касается правдивых, надежных и праведных, то является обязательным принять их сообщения как в вопросах религии, так и в бытовых. Мы принимаем их джарх и та’диль. И это манхадж Ислама является истинным, который узаконил Аллах, и которое исповедают праведные саляфы» (см: «Сыяна ас-саляфйа» стр. 260).
Шейх Ахмад Базьмуль (да хранит его Аллах), упоминая заблуждения Али аль-Халяби, среди прочего сказал:
«...отвергание сообщения заслуживающих доверия, дабы аннулировать джарх в отношении приверженцев нововведений. Несмотря на то, что принять сообщения заслуживающих доверия является обязательным, как на это указывают Коран, Сунна и манхадж саляфов» (см: «Сыяна ас-саляфйа» стр. 70).
Имам аль-Хатыб аль-Багъдади, да смилуется над ним Аллах, в «аль-Кифайа фи ‘ильми ар-риуайа» стр.31, когда цитировал несколько доводов относительно обязанности принятия сообщений надежных, сказал:
«Совершение дела согласно сообщению одного (надежного) человека, было достаточным для таби’инов и тех, которые пришли после них, из числа факъихов во всех странах мусульман вплоть до наших времен. И до нас не дошло, что кто-то из них порицал это и противоречил этому. Было утверждено из религии их - обязательность (совершения дела согласно сообщению одного надежного человека). Если бы среди них был бы тот, кто не считал обязательным совершать дела согласно сообщению одного (надежного) человека, то непременно передали бы нам эту весть от него… А Аллаху ведомо лучше!».
Шейх Ахмад Базмуль (да хранит его Аллах) после цитирования этих слов имама, сказал:
«А что касается такого манхаджа «Я не обязан это принимать» «Меня это не убедило» то оно сносит этот манхадж, посредством которого благоустраивается религия и жизнь людей в отношении их мирской жизни и религии.
Для мусульман-саляфитов во всех странах надлежит познать подлинность того, на чем приверженцы смуты, которые установили эти основы, которые сносят (праведный манхадж саляфов). Они должны познать их натуры и опасные замысли. А тому, кто попался на их обман и козни, следует принести покаяние, придерживаться истины и манхаджа, и также надлежит уважать приверженцев истины, правдивости и надежности…
Халяби отвергает сообщения надежного и сеет сомнение в отношении этого посредством суровых методов спора, противореча в этом манхаджу праведных саляфов относительно принятия сообщений надежного» (См: «Сыяна» стр.266-267).
Шейх Раби’а аль-Мадхали (да хранит его Аллах) сказал:
«Когда ибн Умару сообщили о народе, которые требовали знания, но при этом говорили, что нет предопределения, то Ибн Умар сказал «Сообщи им, что я непричастен к ним, и они непричастны ко мне». Ибн Умар не начал увертываться и проверять, как поступают так сегодня приверженцы нововведений, которые начинают обвинять людей в несправедливости и вражде. Если докажут тебе что-либо из их заблуждений, и ты начнешь говорить об этом и предостерегать от этого, то они скажут тебе: «Это не было утверждено». Просим Аллаха защиты от страстей! Если ты придешь с тысячами свидетелями, которые подтвердят их заблуждения, то они все равно не примут их свидетельства. Напротив, они уронят их свидетельства. Свидетельство тысячей надежных свидетелей, которые подтвердят их заблуждения, они не примут. В результате чего они уничтожают ислам и исламскую молодежь посредством этих хитрых методов. Просим Аллаха благополучия!
Когда ибн Умару сообщил всего лишь один человек о заблуждении того народа, а второй лишь слышал об этом и все, то ибн Умар поверил ему, поскольку он был верующим, праведным и надежным. Наша религия основывается на сообщениях праведных. И одно из правил религии является - принятие сообщения праведных. Поэтому, если праведный человек передаст тебе какие-либо слова, то основа в этом является то, что это передача является достоверной, и является обязательным строить на этом постановления. Всевышний Аллах предостерегает от сообщения нечестивца. Если человек известен нечестием и сообщит тебе о чем-либо, то ты не должен считать его сообщение ложным, а ты должен удостовериться. Ибо быть может, этот нечестивец был правдив в своем сообщений, поэтому нет проблем, если ты удостоверишься в этом. Что касается того, когда праведный передает, пишет и свидетельствует, после чего не принимают его слова, или он передает заблудшие высказывания дословно, и не принимают его свидетельство, говоря про него, что он просто проявляет ненависть, то это является из методов приверженцев нововведений и смуты нынешних времен. Просим Аллаха благополучия! О подобных методах не знали ни хариджиты, ни рафидиты, ни другие приверженцы нововведений в предыдущие времена. В наше время пришли приверженцы нововведений к этой общине с различными методами, правилами, манхаджами и проблемами, которые если объединятся, то клянусь Аллахом, от религии не останется ничего. Если объединятся их методы и правила, то ничего не останется от ислама, кроме того, что пожелает Аллах. И из этих методов является то, что они хотят уронить сообщения праведных. Они манхадж саляфов относительно критики приверженцев нововведений умаляют с помощью скверных методов, и называют это справедливостью и муазанатом между дурными деяниями и хорошими и т.п. Если ты примешь этот манхадж, то получается, на основании этого скверного манхаджа, наши имамы все являлись нечестивцами, неправедными, несправедливыми и грешниками» (См: «Маукъиф ас-сахих мин ахли аль-бид’а’»).
Помнится, как однажды Абу Джафар (один из Админов саляф-форума, выставляющих статей и переводов), когда саляфитские шейхи единогласно приняли джарх шейха Са’ида Расляна в адрес Хишама аль-Бияли, и начали говорить против этого человека, то Абу Джафар написал одному брату, что любому дураку понятно, что все шейхи сговорились в отношении Хишама аль-Бияли!!
Свят Аллах, разве можно говорить такое в отношении этих шейхов, будто это какая-то уличная мафия, которая сговаривается в отношении своего оппонента и опускает его.
Ведь это религия Аллаха, разве можно думать о них плохо, что они играют с религией Аллаха, не боясь Всевышнего Аллаха, что даже сговорились и без всяких доводов приняли джарх шейха Са’ида Расляна?! И был правдив шейх Раби’а, когда сказал:
«Если ты придешь с тысячами свидетелями, которые подтвердят их заблуждения, то они все равно не примут их свидетельства. Напротив, они уронят их свидетельства. Свидетельство тысячей надежных свидетелей, которые подтвердят их заблуждения, они не примут. В результате чего они этим самым уничтожают ислам и исламскую молодежь посредством этих хитрых методов. Просим Аллаха благополучия!».
А что можно сказать про то, когда обладатели знания все единогласно сообщают о заблуждении своего земляка Хишама аль-Бияли, затем его ярый последователь говорит, что любому дураку понятно, что все шейхи сговорились в отношении Хишама аль-Бияли!!
И был правдив шейх Са’ид Раслян (да хранит его Аллах) когда назвал Абу Джафара плохим и заблудшим человеком. Это мы еще сильнее убедились, когда Абу Джафар сказал относительно предостережения саляфитских шейхов от хаддадита Хишама аль-Бияли, что любому дураку понятно, что все шейхи сговорились в отношении Хишама аль-Бияли!!
Да и как может быть иначе, когда этот плохой человек не оставил этого заблудшего человека аль-Бияли, когда поступил джарх ученых и шейхов в сторону его шейха! Благоразумный и хороший человек оставил бы и переехал бы к тому шейху, относительно которого нет разногласия среди саляфитских шейхов. Но нет, он начал принимать позицию своего заблудшего друга Амаша, что в отношении аль-Бияли шейхи не единогласны и поэтому никто не имеет права нас обязывать принять джарх шейхов в адрес аль-Бияли. Но когда все саляфитские шейхи начали предостерегать от его шейха, то этот плохой человек начал прибегать к различным ухищренным методам, несмотря на то, что даже шейх Хасан, на которого он ссылался до этого, начал предостерегать от аль-Бияли! Это еще раз доказывает то, что этот человек, просто-напросто, следует своим страстям.
Просим Аллаха повести его по прямому пути!
Был спрошен шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах): «Некий призывающий обвиняет другого призывающего. Если спросят его об этом, то он говорит: «Сообщил мне об этом мужчина, который известен своим знанием и своей праведностью». Но если скажут ему: «Удостоверься в правдивости его сообщений!». Он говорит: «Удостовериться нужно тогда, когда сообщающий является нечестивцем». Каково ваше мнение относительно этого вопроса?
Он ответил: «Это верно, когда сообщает тебе надежный мужчина, то нет нужды в разузнавании, поскольку Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте» («аль-Худжурат», 6). Однако, быть может так, что человек является надежным, но ему принадлежат страсти, в таком случае с этой стороны его надежность ослабевает» (См: «Сыяна», стр.281).
Шейх Ахмад ибн Яахйа ан-Наджми (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Обязательным является разузнавать сообщение нечестивца. Что касается сообщений праведного (надежного), то это сообщение принимают, так что можно сказать про то, когда сообщают группа людей, которые являются лучшими, знающими и праведными?! Поистине, сообщение подобных людей принять является обязательным. Тот же, кто отвергает, отвергает из-за своей страсти, поэтому он является низким и порицаемым человеком. И по причине отвергания, он считается хизбистом. Он относится к хизбистом и является одним из них. Помощь только от Аллаха» (См: «аль-Фатауа аль-джалийа» 2\33).
Шейх ан-Наджми (да смилуется над ним Аллах), опровергая ложь Абу Хасана, что шейх ан-Наджми ссылается на слова шейха Рабиа’ в его джархе, сказал:
«Я принимаю от шейха Рабиа’ по причине того, что он является надежным. И невозможно, чтобы он обвинял тебя в чем-либо, о чем ты не говорил или не писал. Мы не следуем по манхаджу приверженцев лжи в отвергании сообщений надежных и принятии сообщений лжецов и неизвестных» (См: «аль-Фатауа аль-джалийа» 2\225).
Шейх Раби’а относительно вопроса излишества в применении правила «разузнавания» в манхадже хизбистов, которые не желают защитить Сунну и разоблачить приверженцев нововведений, которые хотят уничтожить слова относительно джарха и та’диля, ответил:
«Эти люди являются приверженцами нововведений, которые желают сделать недействительными сообщения надежных и сообщения ученых. И постановления приверженцев нововведений относительно этого правила, которое они признают, являются истинным, однако они подразумевают под этим ложь. Их положение подобно положению хариджитов, которые повторяли слово: «Хукм принадлежит Аллаху». Когда ‘Али, да будет доволен им Аллах, услышал это, то сказал: «Это слово является истинным, посредством которого они желают лжи».
Разузнавания является требуемым, однако разве надо разузнавать, когда сообщают надежные? Разузнавать надо тогда, когда сообщают нечестивцы, о чем было сказано в Коране: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте» («аль-Худжурат», 6). ..
Поэтому удостовериться в правдивости сообщений следует тогда, когда сообщают нечестивцы. Что касается праведных (надежных), то их сообщения принимать является обязательным. Иногда надежный забывает что-то и допускает ошибку, однако мы это не воспринимаем как общее правило во всем. Сегодня же когда ученый пишет книгу и передает в ней слова приверженцев заблуждений и критикует их по причине этого, то они говорят: «Надо удостовериться в правдивости этого сообщения». Подобные люди является лжецами, нечестивцами и воющими против ахлю-Сунны» (См: «Радд шубухат аль-маъи’ийн уа аль-забб ‘анис-саляфийн» 4).
Теперь смотрите, как Амаш усомнился в сообщении шейха Мандакара, когда он передает от шейха Са’да аль-Хусайна (да смилуется над ним Аллах) что он сказал: «Шейх Са’ид Раслян напоминает мне имама Ахмада»..
Амаш в ветке якобых нападках Абу Зейнаба на СФ пишет:
Quote:«И на счет слов моего возмущения, как он говорит, про то, что шейх Са’д аль-Хусайн сказал: “Шейх Са’ид Раслян напоминает мне имама Ахмада”. В действительности этих слов шейха Сад’а я не нашел ни записи, ни источника в инете, кроме того, что их "передают" от него. Я и сказал тогда ему, мол чем шейх Раслян отличился в этой умме и какими делами, чтобы его сравнивали с великим имамом ахлю-Сунна уаль-джама’а нашей уммы?! Я действительно был удивлен, что он сделал такого, в чем опередил бы имамов и муджаддидов нашего века, как аль-Альбани, Ибн Баз и ‘Усаймин, Мукъбиль, которые не удостоились при их величии и всеобщей пользы для общины такого прозвища?! Что тут такого страшного было сделано или сказано?!»
Даже в этом вопросе последовал за своим шейхом приверженцем нововведений Али аль-Халяби!!
Шейх Ахмад Базмуль (да хранит его Аллах) сказал:
«Я не знаю, Халяби отвергает ли существование надежных или же он сеет сомнения в отношении надежных?!
Неужели он достиг такого (низкого) положения, что не различает между надежным, правдивым и праведным человеком, и между ненадежным? Или он желает посеять сомнение в отношении сообщения надежных и праведных, дабы защитить этим самым приверженцев нововведений от поношения их по праву и справедливости, и защитить себя самого от упреков за его противоречие шариату, в которое он впал?...
Поразительно, что Халяби не принимает сообщения надежных шейхов в отношении тех, кого Халяби хвалит из приверженцев нововведений. Нам надлежит спросить Халяби, кто же у него является надежным?» (См: «Сыяна» стр.272).
Мы просим Аллаха, чтобы Он уберег нас от смуты халябитов, приверженцев нововведений и сект, чтобы укрепил наши стопы в следование пути праведных предшественников, и чтобы простил нам наши грехи и наградил за старания, и сделал их полезными для нас самих и для мусульман, в общем! Да сделает Всевышний Аллах нас из числа тех, кто, услышав истину, следует ей!
Да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех мусульман, неуклонно следующих Сунне Посланника от всякого зла и бедствия!
Подготовил: Абу Сумая Казахстани
Использованная литература
1. «Сыянату ас-саляфийа» шейха Ахмада Базмулья.
2. «ат-Тальхис аль-муфхим фи байан анна хукма таджрих аль-мубтади’ ас-саадир мин ахль-‘ильм аль-му’табирийн биль-Адилля уаль-Барахийн мульзим» шейха Раайд Аалу Тахира
3. «‘Ибарат Мухима» шейха Мухаммада Базмулья
4. «www.bazmool.com».