С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
Ответ на одно сомнение из сомнений многобожников
Нынешние многобожники приводят одно глупое сомнение, в пользу взывания к мертвым праведникам. Выдающийся ученый, шейх Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Кашфу шубухат» писал: «Также и другие сомнения, которые приводят многобожники, приводя хадис, где Пророк (ﷺ) упоминал о том, что люди в Судный День будут просить помощи у Адама, затем у Нуха, затем у Ибрахима, затем у Мусы, затем у Исы, все они будут оправдываться, пока не дойдут до Посланника Аллаха (ﷺ).
Многобожники говорят: «Этот хадис указывает на то, что просить о помощи не у Аллаха не является многобожием (ширком)».
Отвечая на это сомнение, мы говорим: «Хвала тому, Кто запечатал сердца Своих врагов. Воистину! Мы не отрицаем дозволенность обращения к творению за помощью в том, на что он способен, о чем и сказал Всевышний в истории пророка Мусы: «Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов. Муса ударил его кулаком и прикончил» (сура «аль-Къасас», 15-аят). Как просит человек помощи у своих товарищей на войне или у других людей в каких-либо вещах, на которые способно творение. Но мы отрицаем поклонение посредством обращения за помощью к мертвым святым у их могил либо к живым в их отсутствие в том, на что способен только Аллах.
Если же это ясно, то обращение людей за помощью к пророкам в День воскресения с просьбой воззвать к Аллаху, чтобы Он начал расчет людей, дабы обладатели Рая ощутили покой после мук стояния, является дозволенным как в мирской жизни, так и в будущей вечной жизни. Поэтому ты ходишь около праведного и живого человека, он сидит с тобой, прислушивается к твоим словам, после чего ты ему говоришь: «Попроси Аллаха за меня», - как делали подобное сподвижники Посланника Аллаха (ﷺ), прося его при жизни. А что касается (обращения к нему) после его смерти, то они (сподвижники) бесконечно далеки от того, чтобы просить Пророка (да благословит и приветствует его Аллах) у его могилы. Напротив, праведные предшественники порицали даже тех, кто обращал мольбу к Аллаху у его могилы (ﷺ), а что можно уже сказать о взывании к самому Пророку (ﷺ)?» Конец слов шейха, (да смилуется над ним Аллах).
Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) относительно слов шейха сказал: «Шейх (да смилуется над ним Аллах) упомянул о том, что нет проблем, чтобы ты пришел к праведному мужчине, которого ты знаешь и знаешь о его праведности, и попросил его о том, чтобы он помолился Аллаху за тебя. Это истина, но не желательно человеку брать это привычкой или обычаем - всякий раз, когда видит праведного мужчину, говорить: «Попроси Аллаха за меня». Поистине, подобное не из обычаев праведных предшественников (да будет доволен ими Аллах). И также в этом содержится упование на мольбу другого. Ведь известно, когда человек сам взывает к своему Господу, то это лучше для него, поскольку он совершает поклонение, приближается ею (мольбой) к Всевышнему Аллаху. Ибо мольба (дуъа) – это один из видов поклонения, о чем сказал Всевышний Аллах: «Взывайте ко мне, и Я отвечу вам» (сура «аль-Гафир», 60-аят).
Когда человек взывает сам к своему Господу, то он получает награду за поклонение, потом полагается на Всевышнего Аллаха в принесении пользы и отведении вреда. В отличие от того, когда он просит кого-либо, чтобы тот попросил Аллаха за него, то (в таком случае) он полагается на него и, быть может, даже привязывается к нему больше, чем к Всевышнему Аллаху. В подобном положении есть опасность. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Когда человек просит кого-нибудь, чтобы он помолился за него, то это из порицаемых просьб».
Необходимо человеку, который просит кого-нибудь помолиться за него, иметь намерение этим, чтобы это принесло пользу тому, кого он просит, по причине мольбы этого человека за него. Ибо тот человек вознаграждается за то, что взывает к Аллаху за него и, может быть, обретет то, о чем сообщается в хадисе, где говорится, что когда человек просит Аллаха за своего брата в его отсутствие, ангелы говорят: «Амин! И тебе того же»» (См: Шейх Ибн ‘Усаймин «Шарх Кашфу аш-Шубухат», стр. 89).
Так вот, нет никаких проблем, чтобы человек попросил праведного, живого человека, чтобы он попросил за него Аллаха, как делали это сподвижники Пророка (ﷺ) при его жизни. Как пришло в хадисе, что однажды один бедуин во время засухи попросил Пророка (ﷺ) чтобы он попросил у Аллаха для них дождя. (аль- Бухари 1013 и Муслим 897).
Также пришло в хадисе, что одна рабыня, которая страдала эпилепсией, попросила Пророка (ﷺ), чтобы он попросил у Аллаха исцеления от этой болезни. На что Пророк (ﷺ) предоставил ей выбор между терпением и мольбой. Она выбрала терпение, надеясь на награду Аллаха в Судный день. Однако она попросила Пророка (ﷺ), чтобы он попросил у Аллаха, чтобы не обнажались части ее тела при припадках эпилепсии. (аль-Бухари, 5652 и Муслим, 2576).
Аллаху Акбар (Аллах Велик)! Обратите внимание, как сподвижницы беспокоились и оберегали свои тела от обнажения. А в наши дни женщины сами обнажают свои тела, не говоря уже об эпилепсии. Просим у Аллаха защиты от этого и прощения!
Такое приближение к Аллаху (тауассуль) посредством мольбы Пророка (ﷺ) прекратилось со смертью Пророка (ﷺ). И после кончины Пророка (ﷺ) запрещено мусульманину отправляться к могиле Пророка (ﷺ) и испрашивать у него ходайтайства, решения своих нужд, прощения грехов, отведение вреда и прочее.
Доводом на то, что запрещено мусульманину просить Пророка (ﷺ) после его смерти, чтобы он попросил Аллаха за нас, является действие ‘Умара ибн аль Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Когда во время правления ‘Умара ибн аль Хаттаба (да будет доволен им Аллах) мусульман постигала их засуха, он просил ‘Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба (да будет доволен им Аллах), чтобы он просил у Аллаха для них дождя. ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «О, Аллах! Раньше, когда нас постигала засуха, мы обращались к Тебе посредством нашего Пророка (ﷺ), чтобы Ты ниспослал для нас дождь. Теперь же мы обращаемся к Тебе посредством дяди нашего Пророка (ﷺ)». После чего он говорил: «Вставай о, Аббас! Проси у Аллаха для нас дождь» (аль-Бухари 1010) .
Если было бы дозволено обращаться к Аллаху посредством Посланника (ﷺ) после его смерти, то сподвижники не предпочли бы ‘Аббаса над Посланником (ﷺ). Они непременно попросили бы самого Пророка (ﷺ), а не ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах). И это ясно и очевидно для всякого разумного, кроме тех, кто подвержен недугу слепого следования, упорствует в своем нежелании принять истину и идет по пути заблудших!
Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он оберег и отдалил нас от проявления большого и малого ширка (многобожия)!
И в завершении воздадим хвалу Аллаху, Господу всех миров!
Отрывок из книги «Берегитесь, многобожие!
(посвящаю своим родителям)» подготовленной Абу Сумаей Казахстани