14- Мягкое обхождение с ребенком, игра и шутки с ним
Нет сомнения, что мягкое обхождение с ребенком и игра с ним оставляют огромный след в развитии ребенка и его здоровье, поскольку игра является неотделимой частью его жизни.
Не пренебрегай игрой с детьми, противоречя их фитре (врожденному естественному качеству), на котором создал их Аллах. Напротив, участвуй вместе с детьми в их игре. Играй с ними и обходись с ними мягко, дабы они тебя полюбили, почувствовали влечение к тебе и прислушивались к твоей насыхе и твоему указанию.
Всевышний Аллах сказал Своему Пророку (салляЛлаху 'алейхи уа саллям):
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Аль-Имран, 159)
[12] .
Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) лучше всех обходился со своей семьей, как он (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал:
«Лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своей семье. А я лучше чем кто либо из вас обхожусь со своей семьей» (ат-Тирмизи 3895).
Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) обходился любезно с детьми и шутил с ними.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
«Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) показывал язык Хусейну ибн ‘Али, а когда он видел его язык, то радостно шел к нему навстречу (или улыбался ему)» (Ибн Хибан «ас-Сахих» 5596).
Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) шутил с малолетним братом Анаса ибн Малика (да будет доволен ими обоими Аллах), говоря:
«О, Абу Умайр, что делает птичка?» (аль-Бухари 6129,6203 и Муслим 2150).
[13]
Однажды Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), проходив мимо (подростков) племени Аслям, которые состязались друг с другом в стрельбе, сказал:
«Стреляйте, о сыны Исма’иля, поис-тине, ваши отцы были стрельцами. Метайте же, а я буду на стороне таких-то!». После чего некоторые из них перестали стрелять. Затем Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал им:
«Что с вами, почему вы не стреляете?» Те ответили: «Как мы будем стрелять, если ты на их стороне?» На что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) ответил:
«Метайте, а я на стороне всех вас» (аль-Бухари 2899).
Айша (да будет доволен ею Аллах) играла с девочками, а Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сам же впускал (приглашал) их к ней, дабы она поиграла с ними (аль-Бухари 6130 и Муслим 2440).
Играя с детьми, ты должен вселять детям такие благие нравственные качества, как правди-вость, надежность (амана) и прочее. А так же предостерегать их от таких порицаемых качеств, как ложь, предательство, обман, непристойность и тому подобное.
[12]Прим. переводчика: Шейх Са'ади (да смилуется над ним Аллах) в толковании этого аята сказал:
"О, Мухаммад! Аллах оказал тебе и твоим сподвижникам великую милость, когда научил тебя быть добрым и снисходительным к окружающим. Ты был учтив с людьми и проявлял свои замечательные качества, и они сплотились вокруг тебя, полюбили тебя и стали повиноваться тебе. Но если бы ты обладал дурными качествами и был жестокосердным человеком, то люди отвернулись бы от тебя, поскольку дурной нрав отдаляет окружающих от человека и вызывает в них отвращение к нему. Если правоверный правитель проявляет прекрасные нравственные качества, то он привлекает людей в религию Аллаха и пробуждает в них желание исповедовать Ислам, заслуживая тем самым похвалу и особое вознаграждение. Если же духовный наставник обладает дурным нравом, то он отдаляет людей от религии и порождает в них отвращение к ней, заслуживая тем самым порицание и особое наказание. И если такие слова были обращены к безгрешному Посланнику (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) то, что можно сказать обо всех остальных людях. Воистину, каждый человек обязан брать пример с прекрасных нравственных качеств Пророка Мухаммада (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) и обращаться с окружающими так, как это делал он. Каждый человек обязан быть добрым, учтивым и почтительным для того, чтобы выполнить повеление Аллаха и привлечь рабов Божьих в лоно исламской религии" (См. Тафсир Са'ади).
Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал:
"Придерживайся мягкости, ибо, в чем бы ни проявлялась мягкость, она украшает это. А что бы ни было лишено мягкости, оно порочит это" (Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в "Сахихе" , 524).
Также Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал:
"Кому была дарована доля из мягкости, тому была дарована доля из добра. А тот, кто лишен доли из мягкости, тот лишен доли из добра" (Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в "Сахихе", 519-876).
[13]Примечание редактора: У Абу Умайра была птичка, и всякий раз когда Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) приходил к ним, он спрашивал у мальчика, шутя с ним:
«О, Абу Умайр, что делает птичка?», - что звучит на арабском как рифмованная фраза, забавная для детского восприятия: «Йа, Аба Умайр, ма фа`аля ан-нугъайр».
15 – Очищение жилища от различных музыкальных инструментов
Один из важных вопросов, который помогает в воспитании детей – это очищение жилища от различных музыкальных инструментов и средств, приводящих к нечестью, грехам и лжи. По-скольку в этом существует опасность того, что шайтаны поселятся в этих жилищах.
Салим рассказывал от своего отца: «Однажды ангел Джибриль обещал Пророку (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) явиться, однако задержался. После чего Пророку (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) стало тяжко от этого, затем Джибриль встретил его, когда он выходил из дома. После этого Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) начал ему жаловаться на то, что он не явился к нему. Тогда Джибриль сказал:
«Поистине, мы не входим в дома, в которых есть собаки и изображения жи-вых существ» (аль-Бухари 5960).
А каково теперь положение тех домов мусульман, в которых имеются изображения, а так же телевизор, по которому показывают мужчин и соблазнительных женщин, различные развлекательные (программы), музыку и пение?!
Разве это не говорит о том, что шайтаны поселяются в этих жилищах, а ангелы сторонятся их?!
И даже в дом Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) не вошел ангел Джибриль по причине того, что там находилась собака и имелись изображения живых существ. И Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) повелел прогнать собаку и вынести изображения. После чего разрезали подушки (на которых имелись изображении живых существ) (аль-Бухари 5954 и Муслим 2105).
А ведь когда ангелы входят в дома, то с ними нисходит благодать, спокойствие и покой. Ко-гда же в жилище входят шайтаны, то с ними приходит беспокойство, (суетные) переживания и душевные болезни. И неудивительно, что мы видим, как те, кто живет в таких домах, жалуются на эти болезни!
16 – Оберегание жилища посредством чтения Корана, поминания Аллаха и совершения добровольного намаза в нем
Одно из деяний, которое способствует (правильному) воспитанию детей – это оберегание жилища посредством чтения Корана, поминания Аллаха и совершения намаза в нем, ибо поистине, чтение Корана оказывает великое влияние на оберегание домов от шайтанов и на вхождение ангелов в дом. Оно также способствует нисхождению милости, спокойствия, счастья и покоя к его домочадцам. Таким же образом и поминание Аллаха оставляет такие великие следы
[14].
Одним из доводов на это является хадис Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который передавал, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал:
«Не превращайте ваши дома в могилы [15]! Поистине, шайтан не входит в дом, в котором читают суру “аль-Бакъара”» (Муслим 780).
Передают со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что он слышал, как Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) говорил:
«Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!». Если же он вошел в дом, не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», - а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, то шайтан говорит: «Вы получили и приют, и ужин» (Муслим 2018).
[14]Прим. переводчика: Сообщается со слов Хариса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) рассказывал как, наставляя сынов Израиля, пророк Йахья, сын Закарии (мир им обоим), сказал:
«И повелел Аллах поминать Его часто, ибо (поминание Аллаха) подобно непреступной крепости, в которой человек укрывается от своих врагов. И в наибольшей защите от шайтана раб Аллаха находится в тот момент, когда он поминает Аллаха!» (ат-Тирмизи 2863, ат-Таялиси 5/1161, аль-Хаким 1/117. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса).
Му’аз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) поведал: “Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал:
«Нет лучшего деяния из деяний сынов Адама, которое защитило бы его от наказания Аллаха, чем поминание Аллаха»” (Ахмад, ат-Табарани, Ибн Абу Шайба. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5644).
[15]Прим. переводчика: Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сравнил дома, в которых не совершается молитва, с могилами, что указывает на то, что могилы в основе своей не являются местами для молитвы.
Ибн Хажар (смилуется над ним Аллах) в «ал-Фатх» относительно слов Посланника (салляЛлаху 'алейхи уа саллям)
«Не превращайте ваши дома в могилы...» сказал:
«(Это потому что) могилы не являются местами для поклонения».
Процесс воспитания от семи до четырнадцати лет
Затем ребенок (взрослея) достигает семи лет, а это наилучший возраст для воспитания. Это - золотой возраст для обучения, а особенно для заучивания Корана, поскольку сердце его освобождено от дел и мыслей, о которых размышляют совершеннолетние.
Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) стремился обучать детей из числа сподвижников, не смотря на то, что они находились на стадии отрочества.
Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я сидел позади Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) (то есть они ехали верхом - прим. редактора), и он сказал мне:
«О, отрок! Поистине, я научу тебя (следующим) словам: соблюдай ограничения Аллаха, и Он будет оберегать тебя; соблюдай ограничения Аллаха, и Он направит тебя ко всякому благу и защитит тебя от всякого зла; если просишь, то проси у Аллаха; если ищешь помощи, то ищи его у Аллаха; и знай, что даже если соберется весь род людской, чтобы сделать что-либо полезное для тебя, они помогут тебе лишь только тем, что уже предписано тебе Аллахом, и если они соберутся, чтобы сделать что-либо вредное для тебя , то они навредят тебе лишь только в том, что уже предписано тебе Аллахом, – перья подняты и свитки высохли»" (Тирмизи 2516).
Это - великий хадис, о котором Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Это хадис включает в себя великие завещания и все правила касающиеся важнейших вопросов религии» (См. «Джами’уль-‘Улум уаль-Хикам» 1/462).
Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) обучал Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) тогда как Ибн ‘Аббас не достиг еще совершеннолетия, так как он родился в третьем году до хиджры (переселения из Мекки в Медину).
Также Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) учил аль-Хасана мольбе къунут. Аль-Хасан ибн ‘Али (да) рассказывал:
«Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) научил меня мольбе къунут…». А тогда ему было меньше десяти лет, ибо он родился в третьем году хиджры.
1 – Намаз
Одним из актов (поклонения), к (надлежащему) исполнению которого детьми на этой стадии необходимо уделять (особое) внимание, является то, к чему побуждал сам Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям), приказывая (учить детей) совершению намазов, сказав:
“Велите своим детям молиться, начиная с семилетнего возраста, и бейте их за (несовершение) этого, начиная с десяти лет, и укладывайте их спать раздельно” (Абу Дауд, 495).
Поэтому является обязательным для родителей, чтобы они приказывали своим детям, достигшие семи лет, совершение намазов, побуждали их к этому, рассказывали им о его достоинст-вах и пользах, а так же о том, какое наказание ожидает того, кто не совершает молитву.
Если ты будешь воспитывать в своих детях любовь к совершению намазов и осознание того, что Аллах постоянно наблюдает за ними, то они будут расти в духе богобоязненности и праведности, с дозволения Аллаха. Ведь намаз удерживает человека от мерзких поступков и всего предосудительного
[16]. А что касается проявления в этом беспечности и небрежности, то это – (несомненная) потеря и убыток, и нет воспитания и праведности после потери намаза. Всевышний Аллах сказал:
«Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его» (Таха, 132).
[16]Прим. переводчика: Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, намаз оберегает от мерзости предосудительного» (аль-‘Анкабут,45).
2 – Обучение детей Корану
Один из важнейших средств, способствующих воспитанию детей – это обучение их Корану.
Если мы желаем для наших детей добра и высшую степень, как в этой жизни, так и в жизни Последней и вечной, то нам следует стремиться обучать их чтению Книги Аллаха, заучивать Его, размышлять над Ним и воплощать Его в делах. Особенно важно на этой стадии (развития детей) заучивание (Корана).
Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Лучшими из вас являются те, кто изучает Коран и учит Ему других» (аль-Бухари 5027).
Также Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Воистину, Аллах возвышает одни народы посредством этой Книги (Корана) и унижает другие» (Муслим 817).
Многие выдающиеся ученые заучили Коран еще до совершеннолетия. (Например,) имам аш-Шафи’и заучил Коран, когда ему было семь лет. Имам ан-Навави заучил его в десять лет. Ибн Таймия так же заучил Коран до совершеннолетия. Точно также и достопочтенный шейх ибн Баз заучил Коран до совершеннолетия, а также и многие другие ученые.
Праведные предшественники стремились заучивать Коран, обучаться Ему и учить Ему своих детей.
‘Ата ибн Сайиб рассказывал, что Абу ‘Абдрахман ас-Сулями сказал:
«Мы обучались Корану от людей, которые нам сообщили, что они изучали десять аятов и не переходили к другим аятам Корана, пока не охватывали то, что в них. Мы же обучались Корану и воплощали Его в делах, однако скоро унаследуют Коран люди, которые придут после нас и которые будут читать Его, но Он не пройдет ниже их глоток (т. е. не дойдет до их сердец)» (См. «Сейру а’ламу ан-Нубяля» 4/269).
Праведные предшественники стремились обучаться Корану, понять Его и практиковать Его в жизни. И это является основой, ведь нравом Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) был Коран, как сообщила об этом Айша (да будет доволен ею Аллах)
[17] .
Поистине, из того, что побуждает родителей к обучению своих детей Корану, является то, что пришло в сообщениях от Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) относительно достоинства этого
[18].
Одним из этих хадисов является тот, что передал Сахль ибн Му’аз аль-Джухани (да будет доволен им Аллах), который рассказал, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Тому, кто будет читать Коран, и воплощать Его в делах, в Судный День наденут корону. Свет ее будет лучше солнечного света, которая сияет в дома этого мира» (Абу Дауд 1453 и Ахмад «аль-Муснад» 15645. Шейх Альбани назвал хадис слабым «Да’ифа Абу Дауд» 1453 – прим.пер).
А что касается тех родителей, которые сами упустили этот период для заучивания (Корана) и достигли преклонного возраста, то не минует их награда за то, что они учили детей Корану и побуждали их к заучиванию его, ибо после их смерти, дети будут являться праведным деянием для них, если они (дети) будут праведными.
17Прим. переводчика: Мать правоверных Аишу ( да будет доволен ею Аллах) спросили о том, каким был нрав Посланника Ал-лаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) она сказала: "
Его нравом был Коран" (Муслим, 746).
Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) сказал:
"То есть, он поступал согласно его примеру и перенимал его нравы. То, что хвалит Коран, он этим и был доволен, а то, что порицает Коран, он этому и гневался. В другой версии хадиса Аиша говорит: "Его нравом был Коран: он был доволен тем, чем доволен Коран. А гневался тому, чему гневается Коран " (См. "Джамиуль- улюм, уаль-хикам" стр.158).
[18]Прим. переводчика: Шейх ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Пришли тексты Корана и Сунны относительно достоинства чтения Корана и воплощения Его в делах. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, те, которые читают Коран, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он – Всепрощающий, Благодарный» (Фатыр, 29-30).
Также утверждено от Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), что он сказал: «Лучшими из вас являются те, кто изучает Коран и учит Ему других» (аль-Бухари 5027).
От 'Айши, да будет доволен ею Аллах, передано, что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Тот, кто читает Коран в совершенстве, будет с благородными и покорными ангелами-писцами, а тому, кто читает Коран, испытывая при этом затруднения, полагается двойная награда» (аль-Бухари 4937 и Муслим 798).
От Абу Мусы аль-Аш'ари сообщается, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Верующий, который читает Коран, подобен сладкому цитрусу, обладающему приятным запахом и вкусом, а верующий, который не читает Коран, подобен финику, не обладающему запахом, но сладкому на вкус. Лицемер, который читает Коран, подобен базилику, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус, а лицемер, который Коран не читает, подобен колоквинту, не обладающему запахом и горькому на вкус» (аль-Бухари 5427, Муслим 797).
Абу Умама рассказывал: "Я слышал, как Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Читайте Коран, ибо, поистине, в День воскресения он явится, как заступник за тех, кто Его читал! Читайте две цветущие суры – “аль-Бакъара” и “Али ‘Имран”, поскольку в День воскресения они явятся, словно два облака или две стаи птиц, выстроившихся рядами, и будут заступаться за тех, кто читал их» (Муслим 804)». (См. Шейх ибн Усаймин «Китабуль-'ильм», стр.203-204).
3
– Воспитание детей в повиновении Аллаху и Его Посланнику (салляЛлаху 'алейхи уа саллям)
Одна из первочередных обязанностей родителей – это воспитание детей в повиновении Аллаху и Его Посланнику (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), а также воспитание в них возвеличивания приказов Аллаха и Его Посланника (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). Они должны рассказывать им аяты и хадисы, которые указывают на обязанность повиновения Аллаху и Его Посланнику (салляЛлаху 'алейхи уа саллям).
Всевышний Аллах сказал:
«Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» (ан-Ниса, 69).
Подчинение Аллаху требует поклонения только Ему единственному, не приобщая к Нему сотоварищей.
Проявление любви Посланнику (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) заключается в необходимости подчинения его повелениям, убежденности во всем, что он сообщил, отстранения от всего, что он запретил и от чего удержал, и в поклонении Аллаху только так, как он установил.
Также родители должны предостерегать своих детей от неповиновения Аллаху и Его Посланнику (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), рассказывая им о том, что это является причиной вхождения в Ад.
Всевышний Аллах сказал:
«В тот день их лица будут поворачиваться (или изменяться) в Огне, и они скажут: «Лучше бы мы повиновались Аллаху и повиновались Посланнику!» (аль-Ахзаб, 66).
И пусть родители будут прекрасным примером для своих детей в подчинении повелениям Аллаха и Его Посланника (салляЛлаху 'алейхи уа саллям)!
4 – Воспитание детей к проявлению любви по отношению к ученым и правителям мусульман
Одним из важных вопросов, к которому родители должны отнестись с особым вниманием, является воспитание ими своих детей к проявлению любви по отношению к ученым и правите-лям мусульман. Поскольку ученые являются наследниками пророков, а пророки не оставили в наследство ни дирхама, ни динара, однако они оставили знание. И поэтому тот, кто получит его, тот обретет обильный удел из их наследия (Ахмад «Муснад» 21715).
Если родители будут вселять сомнения своим детям относительно ученых и их знаний, проявлять к ним неуважение и выявлять при детях их ошибки, то это послужит причиной нанесение великого вреда народу. И поскольку знание приобретается от ученых и религиозные законоположения получают посредством их, то, следовательно, по причине падения их достоинства в глазах людей, разрушатся религиозные законоположения (устои).
А также когда дети подрастут, то устремятся искать тех, от кого они будут приобретать знания, и они не станут получать их от ученых, поскольку внушили им сомнения относительно ученых и их знаний. И может случиться так, что они будут приобретать знания от заблудших и отклонившихся лжеученых, вследствие чего превратятся в орудие разрушения общества.
Что касается правителей мусульман, то они управляют делами людей, приводят в исполнение законоположения Ислама, сохраняют безопасность, и сплачивается вокруг них слово (или единство). Поэтому Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (ан-Ниса, 59).
Обладающие влиянием – это ученые и правители мусульман.
К огромному сожалению, в некоторых собраниях мусульман имеет место злословие (гъиба), сплетни и клевета в отношении ученых и правителей мусульман, выявляются их ошибки и недостатки. Но если бы кто-нибудь из них взглянул бы на свои недостатки и ошибки, то увидел бы, что они намного превосходят то, что говорит он об ученых и правителях мусульман. А ведь достаточно мужчине греха, когда он передает все то, что слышит (Муслим 5).
Однако, к сожалению, дети сидят в подобных заседаниях, перенимают сказанные там слова и вырастают на ненависти к ученым и правителям мусульман, что и является причиной смут, обвинения в нововведении и нечестии без знания.
Может случится так, что большинство этих слов, которые передают от них, являются ложью и клеветой, которые не основаны на доводах. А распространяют их враги Ислама, враги этой пречистой ‘акъиды, на которой основывается эта исламская страна (то есть Саудовская Аравия – ред).
Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Не является из путей праведных предшественников (саляфов) распространять недостатки правителей мусульман, рассказывая о них с минбаров мечетей, поскольку подобное может привести к перевороту и неповиновению правителю даже в одобряемом. Это влечет за собой народные восстания, которые приносят только вред и не приносят пользы. Однако путем, которого придерживаются праведные последователи предшественников (саляфия) является то, что они делают правителю благие наставления (насыха) наедине и пишут ему послания. Или же обращаются к ученым, которые могут связаться с ним, чтобы указать ему к благу» (См. «аль-Ма’люм мин уаджиб аль-‘алякъа байна аль-Хуккам уаль-Махкум» стр.22).
Путь праведных предшественников (саляфов) - это не порицание правителей публично и не распространение их ошибок среди людей, поскольку подобное может привести к великому нечестию и выходу против них.
Однажды Усаму ибн Зайда (да будет доволен им Аллах) спросили: “Почему ты не заходишь к ‘Усману, чтобы поговорить с ним?!” Он сказал: «
Вы хотите, что бы я рассказывал вам все, о чем говорю с ним?! Клянусь Аллахом, я говорил с ним наедине, и я не хочу быть первым, кто раскроет то, что было между нами» (аль-Бухари 3267 и Муслим 2989).
Къады ‘Ийяд (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Усама не хотел открывать двери публичности, в порицании правителя, поскольку опасался последствия этого. Напротив, он обходится с ним любезно и делает ему тайно благие наставления (насыха), ибо это самый подходящий путь для принятия насыхи» (См. «Фатхуль-Бари» 13/67).
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) разъяснил позицию праведных предшественников относительно этого вопроса, сказав:
«У некоторых людей вошло в привычку при каждой встрече заводить разговоры о правителях, бесчестить их и распространять сведения об их недостатках и ошибках, не упоминая об их достоинствах и успехах. Подобные действия и поношение правителей, безусловно, усугубляют положение, не решают никаких проблем и не способствуют устранению несправедливости, а только приводят к новым бедствиям, вызывают ненависть к правителям и побуждают людей отказываться от выполнения тех их велений, которые они обязаны выполнять. Мы не сомневаемся в том, что правители могут совершать дурные дела и ошибаться, как и все другие люди, ибо каждый человек ошибается, а лучшими из допускающих ошибки являются приносящие покаяние. Мы не сомневаемся и в том, что нам нельзя замалчивать действия любого человека, допустившего ошибку, ибо мы должны изо всех сил стараться проявлять искренность по отношению к Аллаху, к Его Книге, к Его посланнику, к правителям мусульман и к простым мусульманам, что входит в число наших обязанностей. Таким образом, если мы увидим, что представители власти допустили какую-нибудь ошибку, наша обязанность будет состоять в том, чтобы дать им доброе наставление, поговорив с ними лично или написав им письмо. Именно это является кратчайшим путем к тому, чтобы сначала разъяснить представителям власти истину и показать, в чем состоит их ошибка, а потом дать им наставление и напомнить о том, что они должны хорошо относиться к подвластным им людям, заботиться об их интересах и ограждать их от притеснений». (См. «Уджубу та’ату ас-Султан фий гъайри ма’сыя ар-Рахман» стр.23-24).
Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) сказал:
«Злословить за спинами правителей мусульман и клеветать на них запрещено самым суровым запретом после многобожия, особенно если это злословие будет в отношении ученых и правителей, поскольку за этим последует нечестия, раскол единства, плохое мнение об обладателях власти и внушение отчаяния в человеческие сердца» (См.«аль-Аджуибутуль-Муфид ‘ан асьилатиль аль-минхаджиль-джадида» стр. 60).
И такой вывод сделали ученые первых и последующих поколений из утвержденных хадисов от избранного Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). Например:
1 - Ибн Аббас рассказывал, что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал:
«Кто заметил в своем правителе нечто, что ему не нравится, пусть терпеливо отнесется к этому, потому что всякий, кто отделится от мусульманской общины на пядь и умрет на этом, тот умрет смертью времен невежества» (аль-Бухари 7054 и Муслим 1849).
2 - Со слов ‘Ийада ибн Ганми, да будет доволен им Аллах, было передано, что он сказал: «Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Тот, кто хочет сделать наставление правителю-мусульманину, пусть не делает это публично, а возьмет его за руку и уведет его (в сторонку), дабы сделать ему наставление наедине. Если он примет наставление (то прекрасно), но если не примет, то наставляющий выполнил свою обязанность по отношению к нему (правителю)»» (Ахмад 15333).
3 - Анас рассказывал: «Взрослые из числа сподвижников Посланника Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) запрещали нам порочить правителей, и они говорили, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал:
«Не поносите ваших правителей, не обманывайте их, и не проявляете к ним ненависти. Бойтесь Аллаха и терпите, ибо поистине, облегчение близко!” (аль-Байхакъи в “аш-Шу’аб” 6/96).
4 - Ибн Кусайб аль-‘Адауи рассказывал: “Однажды, когда я находился вместе с Абу Бакрой возле минбара Ибн ‘Амира, который читал проповедь в тонкой одежде, Абу Биляль сказал: “Посмотрите на нашего амира, который носит одежду нечестивцев!”. И тогда Абу Бакра сказал ему: “Замолчи, ибо я слышал, как Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал:
«Тот, кто будет унижать правителя, того унизит Аллах!»” (Ахмад 5/42, ат-Тирмизи 2224).
5 - Выбор школы
Необходимо отцу стараться выбрать лучшую школу. Он выбирает наилучшую школу, а не ту, которая находится ближе к его дому. Спрашивает воспитателей и учителей, которые искреннее дают добрый совет, о том, чтобы они посоветовали наилучшее учебное заведение, ибо школа сильно влияет на ученика. Ученик проводит в школе четверть своего дня, и это является наилучшим периодом времени для него. Там он обучается, воспитывается и находит друга и приятеля. Поэтому является обязательным для отца, чтобы он постоянно был на связи со школой, в которой обучаются его дети, путем посещений и звонков, интересовался о положении сына или дочки, спрашивая об их нравах, воспитанности и друзьях, прежде чем он будет спрашивать об их уровне успеваемости.
Также он следит за учебой своих детей и проверяет их тетради. Интересуется замечаниями учителя, сделанных его детям, дабы он смог исправить их, занимаясь со своими детьми.
Таким образом, внимательное отношение к учебе детей, крепкая связь с их школой и учите-лями, слежение за их тетрадками и успеваемостью - все это благотворно влияет на их праведность и учебу, с дозволения Аллаха.
6 - Выбор друга
Нет никакого сомнения в том, что друг сильно влияет на своего товарища как с плохой стороны, так и с хорошей. Достаточно нам разъяснения этого словами Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям):
«Поистине, праведный товарищ и плохой, подобны продавцу мускуса и раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то либо ты купишь у него что-нибудь, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то либо он прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние» (аль-Бухари 2101 и Муслим 4628).
Также Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал:
«Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, с кем он водит дружбу!» (Абу Дауд 4833 и ат-Тирмизи 2378).
Поэтому, о, отец, тебе надлежит искать для своего сына праведного друга и искреннего това-рища до того, как он сам выберет его. Ведь он может неправильно выбрать друзей, вследствие чего он может привязаться к ним, в результате для него станет тяжким порывание связи с ними.
Очень много фактов, и их невозможно перечислить, о том, что молодые люди первоначально растут в хорошей среде, в семьях, которые соблюдают ограничения Аллаха. Но впоследствии они связываются с плохими друзами под предлогом прогулок, забавы и увеселения, или под предлогом повторения уроков. После чего эти плохие друзья влияют на них плохим влиянием.
В наши времена тяжело, чтобы отец воспитывал своих детей изолировано от друзей, поскольку искушения постоянно окружают молодежь со всех сторон.
Плохие друзья могут быть приверженцами грехов или же приверженцами нововведений. При-верженцы грехов указывают ему на нечестие и моральные отклонения. А приверженцы нововве-дений приводят его к нововведению и противоречию пути праведных предшественников. Быть может, он впадет в обвинение в неверии и нововведении мусульман. А особенно портят детей те люди из приверженцев нововведений, которые прибыли в Саудовскую Аравию со своими откло-ненными взглядами из-за рубежа. Вследствие чего некоторые наша молодежь попала под их влияние. Да поведет их Аллах по прямому пути и вернет их к истине прекрасным возвращением!
Заключение
В заключении: Прошу Аллаха исправить наши намерения и потомство. Простить наших ро-дителей и вознаградить их наилучшей наградой за то, что они нас воспитали. Помочь нам в проявлении благочестия к ним как при их жизни, так и после их кончины.
А также прошу Аллаха помочь нам в воспитании наших детей в свете Корана и Сунны. Сде-лать их праведными и отрадой для нас в этой жизни по причине их праведности, и сделать это праведным деянием для нас после нашей смерти!
Да восхвалит и избавит Аллах нашего Пророка от всякого зла и бедствия!
П.С. Хвала Аллаху, благодаря Милости Которого доводятся до конца благие дела, и да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех мусульман, неуклонно следующих Сунне Посланника от всякого зла и бедствия!