Шейх Сулейман ар-Рухейли о маулиде
Если спросит меня кто-либо из моих братьев, можно ли приехать в Медину в эти дни ради празднования маулида (дня рождения) нашего Пророка ﷺ, то мой ответ будет таков: нет сомнений в том, что действие, которым желают приблизиться к Аллаху, будет считаться либо Сунной (узаконенным действием в религии), либо бид’атом (нововведением в религии). Так является ли празднование маулида (дня рождения) Пророка (мир ему и благословение) Сунной (узаконенным действием в религии)?!
Мы, прежде всего, должны обратить внимание на одну очень важную вещь: является ли календарная дата рождения Пророка (мир ему и благословение) достоверно установленной в истории? Известен ли точный месяц его рождения?!
Ответ на этот вопрос следующий: ученые, изучающие биографию Пророка ﷺ, разошлись во мнениях относительно месяца, в котором родился Пророк (мир ему и благословение). Также мы не находим ни в Коране, ни в Сунне указания на точную календарную дату рождения Пророка ﷺ.
Также не было обнаружено, чтобы хоть кто-то из сподвижников (Пророка) передал бы нам точную историческую дату рождения Пророка ﷺ. Исходя из этого, мы узнали, что нет ничего в вопросах религии, что имело бы связь с датой рождения Пророка.
Нет ни одного (религиозного) положения в Исламе, связанного с календарной датой рождения Пророка ﷺ. Если было бы в религии положение, связанное с календарной датой рождения Пророка ﷺ, то Аллах сохранил бы эту дату для нас так же, как Он сохранил саму религию. Поэтому, если дата рождения Пророка (маулид) имела бы отношение к религии, было бы невозможно, чтобы Аллах не сохранил нам эту дату.
Если мы посмотрим в Сунну (хадисы), то обнаружим, что Пророк ﷺ родился в понедельник, как передаётся в достоверном хадисе. Данное обстоятельство напрямую носит в себе религиозный характер, ведь мусульманам желательно поститься в понедельник, ибо Пророк ﷺ постился по понедельникам, объяснив это тем, что он был рожден в этот день, и тем, что в этот день людские деяния [поднимаются к Аллаху] и предстают перед Ним.
В свою очередь, информация о дате (числе и месяце) рождения Пророка ﷺ не была сохранена для нас. В этом указание на то, что празднование маулида не имеет отношения к религии. С другой стороны, зададимся вопросом: а праздновал ли сам Пророк ﷺ свой день рождения (маулид)? И праздновали ли это сподвижники и выдающиеся представители общины Мухаммада (мир ему и благословение)?
Говорю вам: мы изучили Сунну (достоверные хадисы) Пророка ﷺ и не нашли в ней упоминания ни о дне рождения Пророка (маулиде), ни о его праздновании. Нет ни прямого текста об этом, ни даже косвенного указания. Также мы безуспешно искали в преданиях сподвижников случаи празднования ими маулида.
Затем мы начали изучать биографии табиинов (учеников сподвижников) и их преданий и вообще не нашли у них упоминания о маулиде, не говоря уже о его праздновании ими. Далее, изучив слова наших четырех имамов, мы не нашли в словах имама Абу Ханифы, в его жизнеописании указания на то, что он праздновал маулид. Нет на это указания также у имама Малика, имама Шафии, имама Ахмада (да смилуется над ними Аллах).
Мы изучили предания первых трех поколений мусульман и не нашли ничего, что указывало бы на их знание о маулиде или на то, что они праздновали его.
Три первых и лучших поколения мусульман не знали о маулиде. О раб Аллаха, о любящий посланника Аллаха, о любящий выдающихся деятелей мусульман (сподвижников, табиинов и выдающихся имамов), заклинаю тебя Аллахом! Какое благо может содержаться в деле, о котором не знал Пророк ﷺ, сподвижники, табиины, четыре имама и следующие прямым путём ученые-богословы? Если бы было в этом благо, то мы бы нашли это у них.
Раз они не делали этого, то нет в этом блага и, значит, это новшество. В-третьих, давайте рассмотрим, если три лучших поколения мусульман не праздновали маулид, то когда его начали отмечать? Время появления празднования маулида берет свое начало через 4 века после 3-х первых поколений мусульман, и это по единогласному мнению ученых, которые изучали историю маулида. Праздновать маулид начали фатимиты-инноваторы, внёсшие в Ислам много нововведений. Затем это проникло к некоторым приверженцам Сунны по причине их любви к посланнику Аллаха, а любить посланника Аллаха (мир ему и благословение) является обязанностью каждого мусульманина. Тем не менее, чувства наших братьев превысили свою норму — у них не было знаний, которыми они могли бы опровергнуть это новшество, отчего они начали праздновать маулид.
Поэтому мы говорим, что доводы и подробное изучение истории указывают на то, что празднование маулида не является Сунной. Оно является новшеством, в котором нет блага.
Наша любовь к Пророку (мир ему и благословение) проявляется во многих других делах. Мы не нуждаемся в новшествах, чтобы доказать нашу любовь и почитание Пророка ﷺ.
Наш Пророк ﷺ не заслуживает того, чтобы мы вспоминали о нем всего раз в год, а затем оставляли его сиру, Сунну весь оставшийся год. Мы любим нашего Пророка ﷺ и вспоминаем его во все времена, вспоминаем его так, как подобает его положению.
Поэтому я советую своим братьям, где бы они ни были, не отмечать это событие, особенно в Медине. Я предостерегаю их от празднования маулида!
Шейх Сулейман ар-Рухайли (да хранит его Аллах)
Перевод: Sunna-Portal.com