Цель сотворения людей и джиннов
Вся хвала принадлежит только одному Аллаху, да восхвалит и избавит Аллах от всякого зла и бедствия Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех тех, кто последовал по его пути самым наилучшим следованием!
А затем:
Воистину, Всевышний Аллах создал джиннов и людей для великой цели — поклонения Ему одному без приобщения к Нему соучастников в поклонении. Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне (одному)» (аз-Зарийат, 56).
То есть, Мудрость, которая заключается в создании людей – поклонение одному лишь Аллаху без придания Ему соучастников в поклонении. Это значит, что Всевышний Аллах не создал людей для того, чтобы они наслаждались едой, питьем и женщинами, не создал их просто так, предоставив их самим себе. Всевышний Аллах сказал: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы (безо всякой цели и мудрости) и что вы не будете к Нам возвращены (для расчета и воздаяния)?» (аль-Муъминун, 115).
Шейх ‘Абд ар-Рахман ас-Са’ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас понапрасну? Неужели вы думали, что Мы предоставили вам возможность есть, пить, резвиться и наслаждаться мирскими усладами и забыли о вас? Неужели вы думали, что Мы оставим вас без повелений и запретов, без вознаграждения и наказания? Неужели вам не приходило в голову, что вы будете возвращены к Нам?» (См. "Тафсир Са’ди").
Цель создания джиннов и людей — это таухид то есть, уединение Аллаха в поклонении [1]. И как сказали ученые, приводя замечательный пример, что действие не в соответствии с этой целью, подобно тому, когда человек копает землю при помощи мобильного телефона. Что вы скажете о таком человеке, который раскапывает землю телефоном? Вы сразу же обвините его в том, что он сумасшедший, ибо телефон был создан не для того, чтобы им раскапывали землю, а для того, чтобы связываться с людьми. Так же и человек был создан для того, чтобы быть рабом Аллаха, и поклоняться только Ему одному, а не придавать к Нему соучастников в поклонении. Если человек займется в этом мире поклонением кому или чему-либо, помимо Аллаха или наряду с Ним, тогда он такой же сумасшедший, как тот, кто раскапывает землю посредством мобильного телефона.
Следует отметить, что поклонение, в котором отсутствует таухид, не является поклонением. Некоторые праведные предшественники, давая пояснение словам Всевышнего «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» говорили, что слова Аллаха "поклонялись Мне" означают «чтобы уединяли Меня в поклонении», как об этом передается со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах).
Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) в «аль-Коулюль-муфид» сказал: «Любое поклонение, которое не основано на таухиде (единобожии) является недействительным. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Всевышний Аллах сказал: "Я нисколько не нуждаюсь чтобы Мне придавали соучастников. Тот, кто совершает деяние, приобщая ко Мне сотоварищей, то Я оставлю и его, и его ширк» (Муслим, 4\2289)».
Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб (да смилуется над ним Аллах) говорил в «Китабут-таухид»: «Кто не соблюдает таухид, тот не поклоняется Аллаху. В этом и состоит смысл слов, которые Всевышний повелел сказать Своему Пророку (ﷺ): «И вы не поклоняетесь тому, чему поклоняюсь я» (аль-Кафирун, 5)».
Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Поскольку поклонение ваше (многобожников) построено на ширке (многобожии), и оно не является поклонением Всевышнему Аллаху» (См. "аль-Коулюль-Муфид" стр. 28).
Поклонение (араб. - `ибада) – это имя, охватывающее все то, что любит Аллах и чем Он доволен из слов и деяний, как скрытых, так и явных, как сказал об этом шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) в своей замечательной книге «аль-‘Убудия». Например, намаз, закат, ураза, хадж, правдивость, соблюдение аманы (доверенного), благочестие к родителям, поддержание родственных уз, соблюдение договоров, приказывание одобряемого и запрет порицаемого, проявление доброго расположения к соседям, сироте, путнику, нуждающимся и животным, обращение к Аллаху с мольбой (ду’а), поминание Его и чтение Корана, и другие подобные действия – все они из поклонения.
Также любовь к Аллаху и Его Посланнику (ﷺ) страх, покаяние, очищение (ихляс) религии перед Аллахом, проявление терпения при несчастье, довольство предопределением Аллаха, благодарность Аллаху за Его милости, упование на Него, надежда на Его милость, боязнь Его наказания и тому подобные деяния сердца, которые Аллах любит и которыми Он доволен, тоже из поклонения. То есть все это является поклонениям Аллаху (См. «аль-‘Убудия», стр. 47).
Противоположность таухиду — ширк (многобожие), когда человек приравнивает к Аллаху сотоварищей и поклоняется им, как поклоняется Аллаху, страшится их, как страшится Аллаха, приближается к ним посредством поклонения, как приближается к Аллаху. Например, приближается к ним посредством намаза, или жертвоприношения или обета или подобных деяний поклонения.
Из милости Аллаха к Своим рабам то, что Он приказал закрывать все пути, приводящие к многобожию, даже если они сами по себе не являются ширком, а так же то, чтобы человек остерегался и сторонился причин, которые приводят к его погибели. И одной из таких причин, которую шариат приказал сторониться — это совершение молитвы (намаза) возле могил. И Пророк (ﷺ) во многих хадисах самым суровым образом запрещал молиться около могил, о чем мы и будем говорить ниже, с дозволения Аллаха.
Причина такого запрета заключается в том, что шайтан постепенно начинает приукрашивать человеку совершение молитвы уже этому мертвому, в результате чего он начнет поклоняться ему, помимо Аллаха, делая ему суджуд (земной поклон), взывая и обращаясь к нему, особенно в такие моменты, когда он будет испытывать те или иные жизненные трудности или на него нисходят несчастья. Тот, кто впал в это (то есть в поклонение мертвым), тот уже совершил ширк (многобожие), которое является причиной вечного пребывания в адском пламени. Да упасет нас Аллах от этого!
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все менее тяжкие грехи, кому пожелает» (ан-Ниса, 48).
Если человек приобщает к Аллаху сотоварищей, то он закрывает перед собой двери Его прощения и милости, поскольку праведные поступки не приносят человеку пользы, если он не исповедует единобожие, и никакие несчастья не искупают его прегрешений. А в День воскресения у него не будет "ни заступников, ни близких друзей" (аш-Шу`ара, 100-101). Именно поэтому Аллах сказал: «Кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот измышляет великий грех» (ан-Ниса, 48), - то есть совершает ужасное преступление.
Что может быть большей несправедливостью, чем приравнивание к Самодостаточному Творцу беспомощного творения, созданного из праха и обладающего всесторонними недостатками, не способного принести пользу или причинить вред ни себе, ни тем, кто ему поклоняется, не властного над жизнью, смертью и воскрешением. Только Аллах достоин поклонения, так как именно Он обладает абсолютным совершенством и не нуждается в Своих созданиях. Только Он властен принести пользу и вред, одарить щедротами и лишить благ. Он - Единственный, Кто одаряет творения благами. Разве может быть более чудовищная несправедливость, чем приравнивание немощного творения к Творцу?
По этой причине многобожники будут приговорены к вечному наказанию и лишены вознаграждения.
Как сказал Всевышний: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (аль-Маида, 72).
К большему сожалению, это то, что совершают многие невежественные люди в наши дни. Некоторые из них уже, быть может, впали в многобожие, даже не осознавая этого.
Из книги «ЯСНЫЕ ДОВОДЫ О ЗАПРЕТЕ МОЛИТВЫ ВОЗЛЕ МОГИЛ,
ВОЗВЕДЕНИЯ МЕЧЕТЕЙ И СТРОЕНИЙ НАД НИМИ» подготовленной Абу Сумаей Казахстани.
_____________________________________
[1] На русский язык данный термин переводится как «единобожие» и означает, как привел автор статьи «уединение Аллаха в поклонении (таухид улюхия)», что является корневым значением этого термина. Однако оно так же и означает уединение Аллаха в Его Господстве (таухид Рубубия) и в обладании Им всеми божественными именами и качествами (таухид Асма уас-Сифат). Таким образом, соблюдение всех трех составляющих единобожия являются условием действительности таухида человека, а соблюдение единобожия в поклонении уже подразумевает уединение Аллаха в его Господстве и обладании божественными именами и качествами. – Примечание редактора.