Об обязательности ответить на салям
Ибн Абдуль-Барр, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Доводом относительно обязанности отвечать на салям являются слова Всевышнего Аллаха: "Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым" (ан-Ниса, 86). Отвечать на салям является обязательным у всех ученых" (См. "Тамхид" 5\288-289).
Шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: "Всевышний приказал правоверным отвечать на любое приветствие, которым их приветствуют, еще более прекрасными словами и еще более теплой улыбкой или же ограничиться таким же приветствием. Из этого следует, что мусульманам запрещается вообще не отвечать на приветствие или же отвечать приветствием, которое уступает первому" (См. «Тафсир Са'ди»).
Сказал Куртуби, да смилуется над ним Аллах: "Сошлись ученые на том, что начинать первым салям является побуждаемой сунной, а ответить на него является обязательным" (См. "Тафсир Куртуби" 5\298).
Также о единогласном мнении относительно этого вопроса передается от Ибн Таймийи, да смилуется над ним Аллах (См. "Адабу Шариъа" 1\379).
А также как говорят ученые: "Является обязательным ответить тому, кто поприветствовал. В противном случае человек совершит грех, если не сделает это, так как он ослушивается приказа Всевышнего Аллаха" (См. "Тафсир ибн Касир" 1\532).
Шейх ‘Абдус-Салям ибн Барджас, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не отвечать на салям является отвратительным и порицаемым поступком. И многие из людей были испытаны этим в наше время, и подталкивает их к этому – гордость и тщеславие. Подобным людям мы говорим: «Кто вы? Откуда вы вышли?» "Да сгинет человек! Как же он неблагодарен! Из чего Он сотворил его? Он сотворил его из капли и предопределил стадии его развития" (Абаса, 17-18-19).
Разве вы выше своим достоинством и положением, нежели Посланник Аллаха (ﷺ) ?! А ведь он (ﷺ) отвечал на салям младшим, старшим, рабам и вольноотпущенникам, и приветствовал их первым. Пусть будет для вас в Посланнике Аллаха прекрасный пример. Просим у Аллаха прямого руководства и помощи!» (См. Шейх ‘Абдус-Салям ибн Барджас «Ахкамус-Салям», стр. 17).
Однако ответ на приветствие является фардул-кифая. Если среди мусульман кто-нибудь ответит на него, то с остальных эта обязанность спадает, но если его оставят все, то все впадают в грех.
Ибн Муфлих, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Достаточно саляма одного из группы мусульман, и отвечает на приветствие один из них" (См. "Адаб" 1\379).
Ибн 'Абдуль-Бар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Имам Малик, Шафи'и и другие, и это также является мнением жителей Медины, сказали: «Если мужчина поприветствовал группу мусульман, то на его приветствие отвечает один из них, и это будет для них достаточным» (См. Шейх 'Абдус-Салям ибн Барджас «Ахкамус-Салям», стр. 20).
Шейх Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Если приветствовать (салямом) первым – Сунна, то, поистине, отвечать на него - фардуль кифая, и если выполнил его тот, от кого это будет достаточным, то достаточным это будет и для остальных. Поэтому, если поприветствовали группу мусульман, и ответил кто-то из них, то этого достаточно для остальных" (См. "Маджму аль-фатауа Усеймин" 2/18).
Отрывок из статьи «Положение саляма в Исламе» подготовленной Абу Сумаей Казахстани.