С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
Наставление шейха аль-Альбани относительно многоженства
Вопрос: Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Женитесь на любимых и много рожающих женщинах. Воистину, я буду гордиться вашей численностью перед другими пророками». То есть, в этом хадисе подразумевается женитьба на одной или на нескольких? До нас дошло, что вы не советуете жениться на нескольких женщинах в наше время.
Шейх (после этого вопроса шейх засмеялся, и засмеялись присутствующие) ответил: «Хадис: «Женитесь на любимых и много рожающих женщинах» не препятствует жениться на двух, трех и четырех. Однако, разве нам не достаточно слов Всевышнего Аллаха: «То женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех» (Ан-Ниса,3). Я думаю достаточно этого аята.
А что касается того, что я сегодня не советую, чтобы мужчина женился больше, чем на одной, то это мое искреннее наставление. Однако – это не является абсолютным, поскольку я не вправе наставлять то, что противоречило бы тому, что приказал и наставил Шариат (после этих слов шейха присутствующие начали возвеличивать Аллаха, говоря: «Аллаху Акбар»). У тебя есть благородный аят, который мы упоминали выше: «То женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех» (Ан-Ниса, 3). Не подобает ученому и даже требующему знания, чтобы он сказал: «Женитесь только на одной». Однако я сегодня говорю, что не разрешается мусульманину отправляться в Европу или в Америку, или в другие страны неверия и заблуждения, чтобы брать себе жену оттуда. Даже если это будет иудейка или христианка. Зная, что Всевышний Аллах после того, как дозволил жениться на целомудренных женщинах из числа уверовавших, также и присоединил к ним целомудренных женщин из числа иудеев и христиан, сказав: «И целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас» (Аль-Майда,5). Однако, несмотря на это, говорю, что я сегодня не советую мусульманину, чтобы он женился на тех, кому было даровано Писание. Почему? Из-за двух причин.
Первая причина – это относится к неверующему обществу, откуда он хочет взять себе супругу.
Вторая причина – это относится к мусульманскому обществу, в которое он хочет ее привести, выведя из неверующего общества.
Каждое из этих двух обществ (т.е. общество мусульман и христиан) отличаются от двух обществ (первых поколений мусульман и христиан, которые жили в их время), к которым в их время был ниспослан этот благородный аят: «И целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас» (Аль-Майда,5).
Что касается общества неверных, то они отличаются от тех, которые были до них. И я думаю, что это не является небезызвестным ни для кого. Так как иудеи и христиане прежних времен, а особенно во время Посланника (ﷺ) придерживались нравов, которые они наследовали от своих отцов и дедов, а они приняли их от их пророков. Также в них были такие вещи, как ревность, честь, прикрытие, стыдливость и др. Эти вещи в европейском обществе забыты и стало все наоборот, противоположно, на чем они сейчас. Вот из такого общества неверных, может быть, мусульманин женится на одной из тех, кому было даровано Писание.
Что касается общества мусульман, то нет сомнения, что оно стало, как сказал Пророк (ﷺ): «Воистину, Ислам явился чуждым и вернется чуждым, и пусть будет Туба (дерево в раю) для чуждых (или для чуждых Туба)».
Общество первых мусульман было идеальным по отношению ко всем обществам, которые были до него, даже тех обществ, которые были во времена посланников и пророков (до пророка Мухаммада ﷺ), не говоря уже о других обществах, которые явились после них. В этом праведном обществе, если мусульманин женился на целомудренной женщине из числа тех, кому было даровано Писание, то эта женщина будет жить в исламском обществе, войдя в исламскую тигель (котёл), воспринимая характер общества, двигаясь с их обычаем и подражая им. Это если неверующая супруга не стала мусульманкой, по причине того, что она приблизилась к идеальному обществу, стала жить в нем и узнала его вблизи, то началось для нее, как сказал Всевышний Аллах: «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих» (Фуссылат, 53).
Посланник Аллаха (ﷺ) истинно указал на это, когда сказал: «Воистину, твой Господь удивляется тому народу, которых тащат в Рай на цепях». Пророк (ﷺ) указывает на следы исламского джихада первых поколений мусульман, когда было дана им победа над их врагами. Они убивали и брали в плен из них. Эти пленные, по решению правителя, становились рабами. Пленников привозили в Исламскую страну и распределяли их согласно трофеям. Из пленников выбирали для служения пожилых мужчин, или молодых сильных парней, или замужних женщин или девушек девственниц. После чего они вынуждены, по причине плена, войти в исламское общество. Было это причиной принятия Ислама тысячами из этих пленников. Поскольку, они были привезены из неверующего общества (которое было основано на не справедливости, испорченных нравах и нечестиях) к Исламской общине (которая была основана на справедливости и на высших нравах). Когда они видят эти разницы (как говорится: по причине противоположной стороны, становятся ясны вещи), входит в их сердца вера (иман) и тогда они становятся мусульманами.
Сегодня же, если мусульманин явится с одной европейкой, все произойдет полностью наоборот. Эта женщина будет воспитывать детей мужа, быть может, даже будет воспитывать самого мужа. Не обязательно, чтобы она сделала его христианином или иудеем, однако она может сделать, чтобы он вел европейскую жизнь в Исламской стране (т.е. следуя их обычаем, подражая им и т.п.).
Не является это смыслом слов Всевышнего Аллаха: «И целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас» (Аль-Майда,5). Нет! Всевышний Аллах дозволил это потому, что более близки (из многобожников и неверующих) к мусульманам – обладатели Писаний, иудеи и христиане. А среди иудеев и христиан ближе к Исламу – христиане ( т.е. исходя из контекстов благородного Корана).
Однако эти прекрасные следы, которые проявлялись в то время в Исламской общине, сегодня не выявляются, а выявляется обратное. По причине моих наблюдений этих результатов, я говорю: «Не женитесь на европейке и на американке!». Это не является запретом того, что дозволил Аллах. Пречист Аллах и далек от всех недостатков! А это, воистину, наблюдение за нечестием, которое может произойти с этим браком. Почему я говорю эти слова? Нам приказано в Исламе, чтобы мы наставляли мусульманина, чтобы он не женился на нечестивой женщине и на женщине, которая выставляет себя напоказ. Поскольку она станет подругой его жизни, и будет в его маленьком государстве министром внутренних дел. Она, которая будет воспитывать новое поколение. Как она будет их воспитывать, тогда как она в таком положении? Ведь лишенный чего-либо не даст это другому (или потерявшую вещь не дают) (т.е. как она им даст веру и правильное воспитание, когда сама ее потеряла?).
Итак, если мы говорим, что не женитесь на нечестивых женщинах, у которых испорченные нравы, а сама религия их изменена, а нравы превратились в имя без тела… и т.д., то в таком случае вернемся к теме многоженства.
Когда Всевышний Аллах сказал: «То женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех» (Ан-Ниса, 3), в то время Исламская община не подверглась идеям, которым она подверглась сегодня. То есть, не было в Исламском обществе западных пониманий и чуждых идей, которые заняли место в сердцах многих людей. О нет! Они были истинными верующими в то, что ниспослал Аллах на сердце Своего пророка (ﷺ).
Что касается сегодня, и особенно 19 века, когда по причине нападений неверующих на Исламские страны, ослабеваний мусульман, ухода мусульманского государства и халифата (эпохи правления халифа) появились западные понимания, которые овладели и основались в мозгах многих мусульман сегодня, по причине незнания ими своей религии. Мы не перестаем слышать от некоторых средств массовой информации, как они искажают слова от правильного понимания, истолковав аят, который мы приводили выше, другим аятам, где говорится: «Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании» (Ан-Ниса,129). Это отрицание не является отрицанием материальной справедливости, а это отрицание справедливости сердца. Как пришло в хадисе (цепочка хадиса слабая) о том, что Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «О, Аллах! Это мое распределение в том, чем я владею, и не наказывай меня в том, чем я не владею».
«Распределение в том, чем я владею» это, как, например: эта ночь этой, а та ночь той, или это комната для нее, а та для той такая же, как у первой. А не так: этой дворец, а той комната. Это материальные распределения, которыми он владеет, как одежда этой, одежда той, две одежды этой, две одежды той и т.д.
«Не наказывай меня в том, чем я не владею». Потому что я люблю Айшу больше, чем других моих жен, и этим я не владею».
Спросили пророка (ﷺ) «О, посланник Аллаха! Кого среди людей ты любишь больше всего?» На что он ответил: «Айшу». После чего его спросили: «А среди мужчин? Он ответил: «Ее отца».
Итак, обусловленная справедливость – эта справедливость возможно, а невозможная справедливость, которая была в другом аяте – это сердечная справедливость, которой владеть невозможно. Игнорируют эту разницу во многих исламских книгах и в средствах массовой информации. Распоряжаются над исламским пониманием. Утвердилось в разумах мужчин (не говоря уже о женщинах) то, что жениться на второй дозволено только в крайней необходимости. Почему? Невозможно быть справедливым (как они говорят), однако запретное дозволяется в крайней необходимости. Эти слова ложные и противоречат шариату.
В наше время, когда сегодня, по причине западных понятий, человек, если захочет жениться на второй, то он не найдет того, кто поддержал бы его в этом браке. Близкие люди ему говорят: «Почему ты женился на второй, имея первую?!» Почему они так говорят? Потому что в их разумах западные понимания, по причине средств массовой информации, будь это в письменном виде или речевом. Поэтому общество не готово принять, чтобы мужчина женился на второй, имея первую, кроме как в крайней необходимости.
Здесь я говорю: «Если дозволено жениться на второй только в крайней необходимости, то кто тот, который судит, что это крайняя необходимость? Если же я, например, женился на второй, имея первую, и достиг я уже старого возраста, то кто в состоянии определить крайнею необходимость, которая обязывает меня жениться на второй? Или кто дозволяет мне, чтобы я женился? Или кто говорит: «Нет, тебе не дозволено жениться? Кто??? Я сам!!! И кто он, которого ты хочешь, чтобы он был между мной и между моим Господом? Кто он, которого ты хочешь, чтобы был между мною и между моей супругой? (т.е. имеется в виду, что между Господом и Его рабом, между мужем и женой личная связь и не касается других). Не лезь! И не будь причиной разлуки между мужем и женой, по причине распространившихся западных пониманий, которых мы не знаем и не ощущаем. Это является окончательным выводом этого вопроса!!!
Вопрос: Шейх наш, я слышал, что в наше время многие женщины спорят относительно слов Всевышнего Аллаха: «Если же вы боитесь что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной». Сестра спрашивает, надеясь на разъяснение условия справедливости в браке на второй. Разве справедливость существует в наше время? И какой смысл слов «Та’улю» в аяте: «Это ближе к тому, чтобы избежать «Та’улю».(Ан-Ниса, 3).
Ответ: Относительно первого вопроса, выше уже был ответ, а что касается слов Всевышнего Аллаха: «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому чтобы избежать «та’улю»». Клянусь Аллахом, этот вопрос поддерживает нас в том, о чем мы говорили выше. Та’уль – это бедность ( т.е : «Это ближе к тому чтобы избежать бедности»). Смысл этого аята объясняет, что многоженство является причиной богатства, и это напоминает мне аят: «Если они бедны, то Аллах обогатит их из своей милости» (Ан-Нур 32).
Брак является причиной богатства, а не является причиной бедности «это ближе к тому, чтобы избежать та’улю» т.е. чтобы не стать бедными.
Странные люди сегодня распространяют среди людей этот вопрос ( т.е. о многоженстве ) и ответ на него (т.е. многоженство является причиной бедности). И напоминает это мне прекрасные слова среди простолюдинов: «Гость приходит со своим ризком (уделом)». Правильно или нет? (после чего присутствующие засмеялись). Хорошо, также и женщина приходит со своим ризком (здесь шейх и присутствующие засмеялись), вторая женщина приходит со своим ризком. Почему боятся люди жениться на второй, имея первую? Потому что они боятся впасть в бедность, а аят опровергает это, говоря: «Это ближе к тому чтобы избежать бедности». (Ан-Ниса, 3)» Конец слов шейха. (Сл. силсиляту «худа уа ан- нур»,536 с 17 мин до 37 мин 55 сек.)
Также шейх аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) говорил:
«Понятия отказа от многоженства среди мусульманских девушек – это понятие очень опасное и противоречащее Исламскому шариату. Им надлежит оставить личные страсти и покориться душами шариатскому постановлению. А иначе они не будут истинными праведными мусульманками. Быть может, среди них есть та, которая утверждает, что она покорившаяся, придерживающаяся религии, однако, когда она встречает подобно этому шариатскому постановлению, то она испытывает отвращение. Ведь Всевышний Аллах явно сказал в благородном Коране: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, в чем они препираются, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (Ан-Ниса, 65).
Наше наставление девушкам и юношам, чтобы они устранили понятия в вопросе отсутствия дозволенности многоженства, кроме как в крайней необходимости. Наоборот – оно дозволено без необходимости. Это лучше для молодого мусульманина. Даже если это со стороны страсти, чтобы он удовлетворил ее дозволенным путем, посредством второй жены - лучше для него, чем он удовлетворит свое желание запретным путем, посредством запретных любовниц и подруг. Аллах - Тот, к Кому прибегают за помощью (Аллаху ал-Муста’ан)» (Сл. фикр ат-таддау ли аль-Альбани).
И в заключении я воздаю хвалу Аллаху Господу миров!
Перевод: Абу Сумая Казахстани