абу София   08-18-2014, 12:53 PM
#1
С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего

Отпадает ли обязанность по невежеству абсолютно?


Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если спросят: "Мужчине, который плохо помолился, Пророк (ﷺ) не велел прочесть заново все прошлые намазы, несмотря на то, что он сказал, что он не может прочесть лучше. Как ответить на это, вместе с тем, что вы говорите: «Поистине, если человек не совершил что-то из обязанностей по невежеству, то он заслуживает оправдания тем, что от него отпадает грех, однако необходимо ему совершить упущенное из обязанностей!».
Мы, отвечая на это, говорим: «В этом вопросе среди ученых существует разногласие: отпадает ли обязанность по невежеству абсолютно, или отпадает по невежеству лишь тогда, когда человек не пренебрегал, но если он пренебрегал, то не оправдывается?
Внешне указано, что обязанности отпадают по невежеству тогда, когда невозможно их исправить в свое установленное время. Усиливает это (мнение) хадис, который мы упомянули выше, когда Пророк (ﷺ) не повелел мужчине возместить прошедшие намазы, однако велел ему возместить нынешний намаз, ибо его возможно исправить, потому что сейчас он - тот, с кого нужно требовать это, так как есть время для его исправления.
Поэтому вытекает следующий важный вопрос: обязывается ли девушка, к которой преждевременно (до пятнадцати лет) пришла менструация, соблюдением поста (сыяма)? А многие невежды не ведают об этом… Например, менструация пришла к ней в возрасте одиннадцати лет, и она 4 года не соблюдала пост. Теперь, обязываем ли мы ее возместить пост?!
Ответ: мы не обязываем ее, поскольку она не знала и не пренебрегала этим, ибо не был при ней тот, кого она спросила бы, и еще, вдобавок, ее семья говорит ей: "Ты являешься еще маленькой, и нет на тебе ничего". И точно так же не обязываем, если она не совершала молитву.
Подобных людей мы оправдываем, поскольку все обязательное вменяется в обязанность только со знанием, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» (аль-Исра,15).
Да, если человек пренебрегал, то мы его обязываем. Например, некий мужчина говорит другому: «О, такой-то, для тебя является обязательным это и то». Он же отвечает ему: «Оно не является обязательным» Тот говорит ему: «Тогда спроси ученых!». На что он отвечает: «Я не буду спрашивать ученых, ведь Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известными. А ведь они станут вам известными, если вы спросите о них, когда ниспосылается Коран. Аллах простил вам это, ибо Аллах – Прощающий, Выдержанный» (аль-Маида, 101). О таком поступке человека мы говорим: «Поистине, он является пренебрегающим, и поэтому мы его обязываем этим».
А если эта обязанность, которую он оставил по невежеству, касается прав другого человека, как, например, вопрос закята, подобно мужчине, который на протяжении нескольких лет не выплачивал закят, и имущество, которое при нем, уже достигло закята и срока, который обязывает его выплатить закят, однако сам же он не знает, что должен выплатить из своего имущества закят, то в таком случае мы его обязываем выплачиванием закята за прошедшее время, так как у закята нет установленного времени, по истечению которого проходит обязанность выплатить закят. Даже если он преднамеренно не выплачивал закят пять лет, то его обязывают выплатить закят.
В таком случае мы обязываем его выплачиванием закята, даже если он не знал, так как здесь касается прав человека, которому принадлежит этот закят. Однако мы его не обвиняем в грехе, поскольку он не знал.
Важно, что этот хадис подкрепляется Кораном, как мы узнали выше (т.е. хадис 39 в «Арбаин ан-Науауия» - Прим. пер). Человеку необходимо решительно и с милосердием рассмотреть случаи, в которых произошла забывчивость, невежество или принуждение.
Решительное рассмотрение - это когда он обязывает пренебрегающего человека (выполнением положенного).
А рассмотрение, в котором проявляется милость - это когда он знает, что тот не пренебрегал, однако он является ничего не знающим невеждой.
Наш шейх ‘Абд ар-Рахман ибн Са'ди (да смилуется над ним Аллах) говорил относительно спорных вопросов: «Если человек совершил и уже закончилось это дело, то не обращайся с ним сурово. Напротив, рассмотри это с легкой стороны и поступи с ним согласно с этим, поскольку это дело уже завершилось. Однако запрети ему поступать так в другой раз»»
(См.: «Арба’ин ан-Науауи» стр. 302-303).

Отрывок из книги «О ПОСТЕ В МЕСЯЦ РАМАДАН» подготовленной Абу Сумаей Казахстани
  
Users browsing this thread: 2 Guest(s)
Powered By TAVHID.COM, © 2002-2024 Tavhid Forum.
Made with by Curves UI.