БисмилЛяхи ар-Рахмани ар-Рахим
О махрамах женщин и мужчин
Махрамы – это те, с которыми мужчине (и женщине) навсегда запрещено вступать брак. И это может быть по следующим трем причинам:
Первая причина: по причине прямого кровного родства.
Вторая причина: по причине вступления в родственные отношения путем заключения брака.
Третья причина: по причине молочного родства.
Махрамами для женщин по причине прямого кровного родства являются следующие категории родственников-мужчин: отец, дед, сын, внук (т.е. сын сына и сын дочери), родной брат, дядя по матери и по отцу, племянник (сын, внук родного брата, сестры).
Махрамами для мужчин по причине прямого кровного родства являются следующие категории родственников-женщин:
1 – Мать, мать матери, мать отца и остальные прямые родительницы по восходящей линии.
2 – Дочери, внучки со стороны дочерей и сыновей и остальные прямые потомки по нисходящей линии.
3 - Родные сестры и сводные сестры по отцу и по матери.
4 - Родные сестры отца, деда и бабушки (со стороны отца) или других родителей по восходящей линии.
5 - Родные сестры матери, деда и бабушки (со стороны матери) или других родительниц по восходящей линии.
6 - Дочери родных братьев и дочери сводных братьев по отцу и по матери
7 – Дочери родных сестер и дочери сводных сестер по отцу и по матери.
Ни с кем из этих категорий родственников-женщин не дозволено заключать брак ни в коем случае, исходя из слов Всевышнего: «Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры» (сура «ан-Ниса», 23-аят).
Махрамы женщин по причине вступления в родственные отношения путем брака следующие категории: отец и дед мужа, сын и внук мужа, муж матери (если начал с ней жить супружеской жизнью), муж дочери, муж внучки.
Махрамы мужчин по причине вступления в родственные отношения путем брака следующие категории:
1 - Жены отца, дедов со стороны отцов и матерей и прямых родителей по восходящей линии, исходя из слов Всевышнего: «Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде. Воистину, это является мерзким и ненавистным поступком и скверным путем» (сура «ан-Ниса», 22-аят).
2 - Жены сыновей, внуков со стороны сына и дочери и прямых потомков по нисходящей линии, исхода из слов Всевышнего: «... а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших чресл» (сура «ан-Ниса», 23-аят).
3 - Матери жен, тещ и их прямые родительницы по восходящей линии, исходя из слов Всевышнего: «... матери ваших жен» (сура «ан-Ниса», 23-аят). Эти три группы женщин становятся запретными для мужчин сразу после бракосочетания, независимо от того, имели они близость со своими женами или нет.
4 - Дочери жен, - и они были названы падчерицами, - они являются запретными для мужей их матерей, исходя из слов Всевышнего: «...ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость» (сура «ан-Ниса», 23-аят). И запрет не обуславливается тем, что падчерицы должны находиться под покровительством мужей их матерей. Однако нахождение под покровительством мужей их матерей было упомянуто как разъяснение того, что в основном они находятся под покровительством мужей их матерей. Дочери жен являются запретными для мужей их матерей, если они имели близость с их матерями, даже если падчерицы не находятся под их покровительством. Но если они не имели близости с ними, например, дали им развод до вхождения к ним, или жены погибли до этого, то в таком случае им дозволено жениться на дочерей своих бывших жен, исходя из слов Всевышнего: «... но если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха...» (сура «ан-Ниса», 23-аят).
Махрамы женщин по причине молочного родства включают в себя следующие категории молочных родственников-мужчин: молочный отец (муж молочной матери), молочный дед (отец и дед молочной матери), молочный сын, молочный внук, молочный брат, молочный дядя, молочный племянник.
Махрамы мужчин по причине молочного родства включают в себя следующие категории молочных родственников-женщин:
Запретными по причине молочного родства являются семь категорий женщин. В Священном Коране упоминаются лишь две категории из семи, Сунна же Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) присоединила к ним еще пять категорий.
А – В Коране упоминаются:
1 - Молочные матери. Это женщины, которые кормили мужчин своим молоком, когда они были младенцами. Также к молочным матерям относят их матерей, бабушек со стороны их матерей и отцов и их остальные прямые родительницы по восходящей линии.
2 – Молочные сестры. Это те женщины, которые кормились грудным молоком от матерей мужчин. Или мужчины кормились в детстве от матерей тех женщин, или они все в детстве кормились молоком от одной и той же женщины. Или мужчины кормились молоком от жен отцов тех женщин, или они кормились от жен отцов тех мужчин.
Всевышний Аллах относительно запретности заключения бракосочетаний с молочными матерями и сестрами сказал: «...ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры» (сура «ан-Ниса», 23-аят).
Б – Пречистая Сунна Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) упомянула еще пять групп, с которыми запрещено заключать брак по причине молочного родства:
1 – Дочери молочных братьев.
2 - Дочери молочных сестер.
3 - Молочные тетки со стороны молочных отцов.
4 – Молочные тетки со стороны молочных матерей.
5 - Молочные дочки, которых вскормили своим грудным молоком жены мужчин. Такие мужчины становятся молочными отцами для таких женщин, которые в детстве кормились молоком жен тех мужчин.
Доводом из Сунны относительно запретности заключения брака с подобными женщинами является хадис ‘Айши (да будет доволен ею Аллах), которая передала, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Все запреты, связанные с прямым кровным родством, также распространяются на молочное родство» (аль-Бухари, 5099 и Муслим, 1444).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) передал, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) в отношении дочери Хамзы сказал: «Она ведь является дочерью моего молочного брата. Все запреты, связанные с прямым кровным родством, также распространяются на молочное родство» (аль-Бухари, 5100 и Муслим, 1447). (См. «аль-Фикъх аль-муйассар» стр. 291-293).
По милости Аллаха, с помощью вышеприведенных причин, из-за которых запрещено мужчинам жениться на женщинах до самой своей смерти, можно узнать с какими женщинами мужчинам дозволено оставаться наедине и сопровождать их в пути, так же, как каким женщинам дозволено перед ними ходить без платка, оставаться наедине и выходить с ними в путь.
Это статья, в общем, по смыслу была переведена из книги ««аль-Фикъх аль-Муйассар».
И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!
Перевод: Абу Сумая Казахстани