абу София   04-19-2018, 05:32 PM
#1
_________________


Как правильно понимать, что действие человека также является творением Аллаха?


Аллах поведал о том, что пророк Ибрахим (ﷺ) сказал своему народу: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (ас-Саффат, 96).
Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Всевышний создал все, что в небесах и на земле, и их Создателем является только лишь Всевышний и Благословенный Аллах. Все мы знаем, что все, что происходит в результате действия Пречистого и Всевышнего Аллаха, является созданием Аллаха. Небеса, земля, горы, реки, солнце, луна, звезды, ветра, человек, животные — все они творения Аллаха. Качества этих творений, их перемены и состояния также являются созданиями Великого и Могучего Аллаха.
Однако возможно человек по причине неясности задаст вопрос: «Как могут быть творениями Великого и Могучего Аллаха наши деяния и слова, совершаемые нами по собственному выбору?».
Ответим: Да, будет правильным сказать подобное, поскольку наши дела и слова являются результатом двух качеств:
Первое: способность.
Второе: желание.
Если деяние раба является результатом его желания и способности, то создателем этого желания и возможности в нем является Великий и Могучий Аллах. Он создает совершенную причину, от которой происходит результат. Мы говорим, что Тот, Кто создает совершенную причину, является Создателем результата. В связи с тем, что Всевышний Аллах является Создателем деяния раба, мы говорим: Поистине, деяние раба (человека) и его слова – это результат двух описаний:
Первое: желание.
Второе: способность.
Если у человека не будет желания, то он не сможет совершить что — либо, и если он лишится способности, то также ничего не сможет сделать, так как если он захочет совершить что — либо в то время, когда у него нет способности, то он не сможет сделать это из — за отсутствия возможности. И если у него будет способность сделать нечто, тогда как он не хочет, то он также не сделает это. Посему если деяние является результатом твердого желания и полной способности, то создателем твердого желания и полной возможности является Аллах.
Из вышесказанного мы узнали, почему возможно сказать, что Всевышний Аллах является Творцом человеческих деяний. Хотя человек в действительности является делающим. Он совершает омовение, молится, выплачивает закят, постится, совершает хадж и ‘умру, грешит и повинуется Своему Господу, однако все эти деяния совершаются по причине желания и способности человека, которые являются творениями Великого и Могучего Аллаха. Этот вопрос является предельно ясным, хвала Аллаху!
Нужно обязательно утвердить в отношении Аллаха эти вышеупомянутые степени (предопределения), но это не противоречит тому, чтобы приписывать действие к человеку, который обладает желанием.
Например, мы говорим, что огонь сжигает, а создателем горения, несомненно, является Всевышний Аллах. Огонь не является сжигающим сам по себе, а сжигает потому, что Аллах наделил его этим качеством. По этой причине огонь, в который язычники бросили пророка Ибрахима, не был сжигающим, так как Аллах повелел ему, сказав: «Стань для Ибрахима прохладой и безопасным!» (аль — Анбийа, 69).
И огонь стал прохладой и безопасным для Ибрахима. Поэтому огонь не сжигает сам по себе, однако Всевышний создал в нем способность гореть, а эта способность сжигания подобна желанию и возможности человека, ведь человек по причине своего желания и способности совершает действие, огонь же по причине горючего вещества сжигает. Однако в связи с тем, что человек обладает желанием, восприятием и правом выбора, совершаемое им деяние приписывается к нему самому, и он заслуживает наказания за свои прегрешения, поскольку совершает и оставляет по собственному выбору»
(см.: «аль — Када уа аль — Кадар» стр.26 — 29).
Имам Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Все, что во вселенной, является созданием Аллаха, Всемогущего и Великого. Все, что Аллах создает из своего действия, как ниспослание дождя, выращивание растений и прочее, является сотворенным Аллахом.
Однако является ли действие человека творением Аллаха или нет?
Ответ: да, является созданием Аллаха. Движение человека и его неподвижность — все это является сотворенным Аллахом. Этому есть два объяснения:
Во — первых, Всевышний Аллах создал человека и наделил его желанием и способностью, благодаря которым он совершает действие. Человек совершает действие по причине твердого желания и полной способности, а эти два качества являются творениями Аллаха. Тот, Кто создает причину, является Создателем результата.
Во — вторых, человек состоит из тела и качества, поэтому как он является созданием Аллаха вместе со своим телом, точно также он является Его творением вместе со своими качествами, посему его действия также являются сотворенными Аллахом. Как длинный, короткий, белый, черный, полный, худой — все это является созданным Аллахом, точно так же действия человека являются сотворенными Аллахом, поскольку они являются одним из его качеств. Создатель основы является Создателем качеств»
(см.: «Шарх аль — Арба’ин ан — Науауийа» стр. 59 — 60).

Отрывок из статьи «Вера в предопределение Аллаха» подготовленной Абу Сумаей Казахстани.
abu Madina   05-03-2018, 11:01 AM
#2
Ассаламу алейкум ва рохматуллохи!
Статья очень кстати. На днях прочитав фетву ибн Теймии об этом как раз ходил и думал насколько это важно знать. Ябы хотел еще подробнее узнать о важности этой убеждении
  
Users browsing this thread: 1 Guest(s)
Powered By TAVHID.COM, © 2002-2024 Tavhid Forum.
Made with by Curves UI.