Тавҳид форуми
О положении бронирования места в мечети - Printable Version

+- Тавҳид форуми (https://tavhid.com/forum)
+-- Forum: Русский раздел (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=68)
+--- Forum: Молитва (Намаз) (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=71)
+--- Thread: О положении бронирования места в мечети (/showthread.php?tid=4554)



О положении бронирования места в мечети - абу София - 02-11-2018

_________________


О положении бронирования места в мечети


Выдающийся ученый шейх 'Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Са'ди, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Знайте, да проявит к вам Свою милость Аллах, что бронировать место в мечетях, оставляя там трость и прочее, в то время когда человек задерживается в своем доме или на рынке, не дозволено, так как это противоречит шари'ату и тому, на чем были сподвижники Пророка (ﷺ) и те, кто последовал за ними наилучшим образом. Ведь Пророк (ﷺ) побуждал людей к тому, чтобы они устремлялись стоять в первых рядах для коллективной молитвы, говоря: «Если бы люди знали о величии награды за призыв на молитву (азан) и первого ряда (во время коллективной молитвы) и им не удавалось бы обрести эти достоинства, кроме как путем бросания жребия, то они обязательно прибегали бы к этому». И не получит этой великой награды никто, кроме того, кто встал в первый ряд для коллективной молитвы. А что касается того, кто занял место в первом ряду, оставив трость и тому подобное, и задерживается со своим прибытием в мечеть, то он противоречит тому, к чему побуждал Пророк (ﷺ), и не считается последовавшим его велению. Поэтому кто заявляет, что он обретет награду за стояние в лучшем месте, благодаря бронированию, тогда как он опаздывает (в мечеть для совершения коллективной молитвы), тот является лжецом. Более того, тот, кто совершает подобное, не удостоится этой награды, напротив заработает грех» (см.: «Фатауа» стр.182).
Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Некоторые ученые считают, что бронирование места является дозволенным, независимо от того, находится ли человек в мечети или же за ее пределами. Это мнение является известным в книгах по фикху у ханбалитов. Они считают, что человеку дозволено занять место (в мечети) и когда он появляется в мечети, то встает на свое место, которое забронировал. Однако правильным является то, что подобное действие является запретным. Не дозволено человеку бронировать место в мечети, поскольку он этим самым препятствует другому стоять в месте, на которое он имеет право (так как он явился в мечеть раньше других). Также это приводит к халатному отношению, ведь когда человек знает, что его место в первом ряду (мечети) уже забронировано, то он будет опаздывать (в мечеть для совершения коллективной молитвы), проявляя этим самым беспечность в этом вопросе. А также результатом этого является то, что человек (забронировавший место в первом ряду) может причинить неприятность (неудобство) молящимся, переходя через них, если не будет в мечети специального прохода со стороны имама. Это и есть наше мнение в этом вопросе» (см.: «Лика аль-Баб аль-Мафтух»).
Также имам Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Что касается бронирования места в мечети для коллективного намаза, то в этом вопросе ученые разошлись на два мнения. Некоторые из них дозволяют данное действие, другие же запрещают.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, говорил, что это является запретным (харамом) и что не считается стремлением занять место в ряду, кладя что-либо в ряд, однако первым занявшим место является тот, кто занял место своим телом (а не оставляя что-либо на нем).
Из ученых есть те, кто говорит о дозволенности бронирования места в мечети, однако если произнесут икому (читаемую непосредственно перед совершением обязательной молитвы. (прим. пер.), то он лишается права на это место (которое он забронировал)»
(см.: «Лика аль-Баб аль-Мафтух»).
Имам ‘Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Са’ди, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Мечети принадлежат Аллаху, и все люди в них равны. Никто не имеет права на какое-либо место в мечетях, за исключением того, кто прибыл на это место первым. Поэтому если кто-нибудь раньше него пришел к этому месту (в мечети), то он заслуживает это место. Посему если кто-либо забронировал место в мечети, тогда как другой достоин этого места, то человек, забронировавший, является грешником, осушившимся Аллаха, и считается поступившим несправедливо по отношению к тому, кто имеет право на это место… Более того, он, забронировав место, поступает несправедливо по отношению ко всем, кто достоин этого места. Если, предположим, человек пришел в мечеть и первый ряд уже был забронирован людьми не по праву, затем он встал в задних рядах, то он все равно лучше тех, кто забронировал место в первом ряду, и заслуживает больше награды, чем они, и далек от греха. Ведь Аллаху известно о его намерении, что если бы он нашел свободное место (в первом ряду), то он совершил бы коллективный намаз в нем. Поэтому он достоин награды за это место, а они (заборанивавшие места) получают грех и лишаются награды» (см.: «Фатауа» стр.182).
Шейх ‘Убейд аль-Джабири, да хранит его Аллах, сказал: «Мечеть не является домом отца или матери кого-либо, чтобы он имел право бронировать место в ней любым способом, однако места в мечети удостаивается тот, кто явился первым».

Важное примечание:
Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Можно ли порицать тех, кто забронировал место в мечети, или убирать с места те вещи, которыми они забронировали место? Нет, убирать (эти вещи) нельзя, так как в этом вопросе существует разногласие (среди ученых). Если в этом вопросе разногласие и человек начнет убирать вещи, которыми забронировали место, то здесь может возникнуть спор и вреда будет больше, чем в ситуации с бронированием места. Любого поступка, который ведет к разногласию и спору, нужно сторониться. Разногласие - зло, нет в нем добра!» (см.: «Лика аль-Баб аль-Мафтух»).

О том, что нет проблем отлучиться с занятого места по нужде


Шейх ‘Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Са’ди, да смилуется над ним Аллах, после того, как строго порицал тех, кто бронирует место в мечети, сказал: «Но если тот, кто пришел в мечеть раньше, намереваясь ожидать коллективный намаз, затем перед ним возникло какое-либо препятствие, как, например, появилась нужда обновить малое омовение (вуду) и прочее, затем он вернулся на свое место, то нет на нем греха. Он имеет право на свое место и не заслуживает порицания. Также если тот, кто, находясь в мечети, оставил трость и прочее на своем месте для того, чтобы совершить добровольный намаз или же почитать Коран в другом месте (мечети), то нет на нем греха, однако с условием, чтобы он этим самым не доставлял неудобства молящимся, переходя через них» (см.: «Фатауа» стр.182).
Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, после того, как упомянул о запретности бронирования места в мечети, сказал: «Но если он забронирует место в мечети, тогда как он находится в ней, или же выйдет из мечети по какой-либо нужде и быстро вернется, то в этом проблем нет, но с одним условием: если уже молящиеся встали в ряд, то ему следует встать на любое свободное место в мечети, дабы не проходить между людьми.
Что касается действия некоторых людей, которые бронируют место в мечети и уходят по домам, после чего отдыхают в своих жилищах, кушают и пьют, или направляются к своим торговым местам, затем занимаются куплей-продажей, то подобное является запретным (харамом) и недозволенным»
(см.: «Лика аль-Баб аль-Мафтух»).
После того, как шейх Ибн ‘Усеймин, да будет милостив к нему Аллах, упомянул о запретности бронирования места в мечети, сказал: «Что касается того, если человек, находясь в мечети, положил какую-либо вещь, заняв место, в то время как он пребывает в мечети, то в этом нет проблем, однако с условием, чтобы за этим не последовал переход между людьми» (см.: «Лика аль-Баб аль-Мафтух»).

Перевод: Абу Сумая Казахстани.