Нужно ли дочитывать суру «аль-Фатиха», в то время как имам перешел в поясной поклон - Printable Version +- Тавҳид форуми (https://tavhid.com/forum) +-- Forum: Русский раздел (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=68) +--- Forum: Молитва (Намаз) (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=71) +--- Thread: Нужно ли дочитывать суру «аль-Фатиха», в то время как имам перешел в поясной поклон (/showthread.php?tid=4549) |
Нужно ли дочитывать суру «аль-Фатиха», в то время как имам перешел в поясной поклон - абу София - 01-26-2018 _________________ Нужно ли дочитывать суру «аль-Фатиха», в то время как имам перешел в поясной поклон (руку’)? Имама Ибн База, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Если я присоединился к намазу до того, как имам совершил руку’, то должен ли я начинать с чтением суры «аль-Фатиха» или же необходимо начать читать мольбу, читаемую перед этой сурой? И что мне делать, если имам перешел в руку’, тогда как я не закончил чтение суры «аль-Фатиха»?».
Имам ответил: «Чтение мольбы, читаемой перед сурой «аль-Фатиха», является сунной, а чтение самой суры является обязательным (фардом) для молящегося позади имама, по наиболее правильному мнению ученых. Поэтому если ты опасаешься, что не успеешь дочитать суру «аль-Фатиха», то ты должен начать с чтением этой суры (не читая мольбу до нее). Но если имам совершил руку’, в то время как ты не закончил чтение суры «аль-Фатиха», то ты должен пойти в руку’ вместе с ним (имамом), а то, что ты не дочитал из данной суры, с тебя спадает, исходя из слов Пророка (ﷺ), сказавшего: «Поистине, имам для того, чтобы следовали за ним, посему не противоречьте ему. Если он произнесет такбир (сказав: «Аллаху Акбар»), то и вы произнесите его. Если он совершит руку’, то и вы совершите». Хадис приводится в сахихе аль-Бухари и Муслима» (см.: «Маджму’ Фатауа» 11\243-244). Имам Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если молящийся присоединился к имаму в намазе, тогда как имам хочет перейти в руку’, по причине чего молящийся не в состоянии довести до конца свое чтение (суры «аль-Фатиха»), то в этом случае если до завершения чтения остался один аят или прочее, что позволяет ему окончить свое чтение (суры «аль-Фатиха») и присоединиться к имаму в положении руку’, то это прекрасно. Но если до окончания чтения осталось много аятов (из суры «аль-Фатиха»), и, читая их, он не сможет застать имама в руку’, то ему следует совершить руку’ с имамом, даже если он не доведет до конца свое чтение суры «аль-Фатиха»» (см.: «Маджму’ Фатауа» 15\106). Шейх Солих Али Шейх, да хранит его Аллах, приводя два мнения ученых касательно чтения суры «аль-Фатиха» молящимися позади имама, процитировал некоторые доводы, указывающие на обязанность чтения этой суры. Из этих доводов он привел следующие слова Пророка (ﷺ): «Поистине, нет намаза у того, кто не прочитал суру «аль-Фатиха». Затем шейх сказал: «Все это указывает на обязанность чтения суры «аль-Фатиха». На основании этого мнения молящийся читает суру «аль-Фатиха» по возможности, чтобы это позволило ему следовать за имамом (в совершении руку’). Если ему удается прочитать некоторые аяты из суры «аль-Фатиха», то остальные аяты с него спадают в тот момент, когда имам произносит такбир (т.е. говорит: «Аллаху Акбар») для совершения руку’. Из вышесказанного тебе стало ясно, что на основании двух вышеупомянутых мнений ученых молящийся обязан следовать за имамом и прервать чтение суры «аль-Фатиха», когда имам совершит руку’, так как имам переходит к совершению другого столпа намаза, а это руку’» (см.: «Шарх ат-Тахауийа»). Перевод: Абу Сумая Казахстани.
_____________________________________Прим. переводчика: Некоторые молящиеся, узнав, что чтение суры «аль-Фатиха» является обязательным или же столпом намаза, читают ее даже несмотря на то, что имам перешел в руку’ и хочет уже выпрямиться из поясного поклона. Это с их стороны является грубой ошибкой, так как они тем самым нарушают следование за имамом и противоречат велению Пророка (ﷺ), сказавшего: «Поистине, имам (в намазе) для того, чтобы следовали за ним, посему не противоречьте ему. Если он произнесет такбир (сказав: «Аллаху Акбар»), то и вы произнесите его. Если он совершит руку’, то и вы совершите».
Молящиеся позади имама должны выполнять обязательные действия или столпы намаза по мере возможности, не нарушая следования за имамом. Пророк (ﷺ) сказал: «Если я повелеваю вам что-либо, то совершайте это по мере своих возможностей». Как упоминал высший совет ученых Саудовской Аравии, что обязанность чтения суры «аль-Фатихи» спадает с молящихся позади имама в двух случаях: Первое: когда имам переходит в руку’, то молящиеся следуют за ним, несмотря на то, что они не дочитали суру «аль-Фатиха». Второе: если молящиеся присоединились к имаму, находящемуся в положении руку’, то в этом случае чтение суры «аль-Фатихи» спадает с них, и этот рака’ат, в котором они застали имама в состоянии руку’, засчитывается, как пришло это в достоверном хадисе. (см.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даима» 6\387). |