Тавҳид форуми
Условия и столпы заключения брака (никаха) - Printable Version

+- Тавҳид форуми (https://tavhid.com/forum)
+-- Forum: Русский раздел (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=68)
+--- Forum: Брак и Развод (Никях и Таляк) (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=73)
+--- Thread: Условия и столпы заключения брака (никаха) (/showthread.php?tid=4387)



Условия и столпы заключения брака (никаха) - абу София - 06-07-2017

БисмилЛяхи ар-Рахмани ар-Рахим

Условия и столпы заключения брака (никаха)


Условия бракосочетания (никаха):
В никахе следующие условия:
1 – Следует определить конкретно каждого из супругов (жениха и невесту). Не будет действительным брачный союз какой-либо женщины (или девушки), если ее опекун при выдаче ее замуж не выделил ее конкретно. Например, опекун во время выдачи замуж свою дочь говорит жениху: «Я выдал свою дочь замуж за тебя», тогда как он имеет больше, чем одну дочь. Или говорит: «Я выдал замуж ее за твоего сына», тогда как у него несколько сыновей. Поэтому необходимо выделять каждую из супругов по имени, как, например: («Я выдал замуж свою дочь) Фатиму (за тебя)», или «(я выдал свою дочь за твоего сына) Мухаммада». Или же определять каждую супругу по описанию, как: (я выдал замуж) старшую дочь (за тебя) или (выдал замуж) младшую дочь за тебя (или выдал свою дочь замуж за старшего твоего сына или младшего).
2 – Согласие супругов. Не будет действительным брачный договор по принуждению, исходя из хадиса Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Не выдают замуж женщину (т.е. вдову или разведенную женщину), пока не посоветуются с ней, и не следует выдавать замуж девушку, пока не спросят у нее разрешения» (аль-Бухари 5136; Муслим 1419).
3 - Наличие опекуна в процессе заключения брака.
Никто не заключает брачный договор для женщины (или девушки), кроме как ее опекун, согласно словам Посланника (ﷺ): «Не будет действительным брачный союз (никах), кроме как с опекуном (уали)» (ат-Тирмизи 1101; Абу Дауд 2085; Ибн Маджа 1907-1908. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих сунан ибн Маджа» 1537-1538).
В опекуне должны сочетаться следующие условия: Опекун должен быть мужского пола, совершеннолетним, в здравом уме, свободным (не рабом)[1] и благочестивым мусульманином, даже если он будет благочестивым лишь внешне [2].
4 – Наличие свидетелей во время заключения брачного союза. Не будет действительным брачный договор, кроме как при наличии двух свидетелей мусульман, являющихся совершеннолетними и благочестивыми, даже если их праведность и благочестие проявляется лишь внешне, исходя из слов Посланника Аллаха (ﷺ): «Не будет действительным брак (никах), кроме как с опекуном и двумя благочестивыми свидетелями….» (Ибн Маджа в «Сахихе» 4075).
ат-Тирмизи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Так поступали ученые из числа сподвижников Пророка[3] (ﷺ), таби’ийнов[4] и прочих, все они говорили: «Не будет действительным никах, кроме как при наличии свидетелей»»…
5 – Супруги не должны иметь препятствия, которые с точки зрения шариата мешают им заключить брачный договор. Например, являются близкими родственниками по причине прямого кровного родства. Или же имеются причины, из-за которых им запрещено вступать в брачный союз, как например, являются родственниками (махрамами) по причине молочного родства (т.е являются молочными братьями и сестрами)[5], породнились или исповедуют разные религии [6] и прочие причины. Например, кто-то из супруг находится в состоянии ихрама по причине совершения хаджа или ‘умры.

Столпы бракосочетания (никаха):
Столпы брачного союза (никаха), на которых основывается никах и посредством которых он существует, являются следующие:
1 – Наличие двух супругов, которые не имеют препятствия для заключения брака, на которых мы указали ранее.
2 – Предложение (аль-иджаб). Это когда опекун или тот, кто заменяет его место, т.е. кому опекун поручил выдать замуж его подопечную (является укилем), произносит слово: «Я выдаю замуж за тебя такую-то» (и похожие слова, которые по обычаю местности указывают на то, что опекун выдал замуж свою подопечную) [7].
3 – Принятие (аль-кобуль). Это когда жених или тот, кто заменяет его место (является укилем), произносит «Я принял этот брачный союз (никах, или я женился на ней)» [8].


Источник: «аль-Фикх аль-муяссар фи доу аль-Китаб уас-Сунна», стр.290-291.

Перевод: Абу Сумая Казахстани

_____________________________________
[1] Прим.переводчика: Правильным является то, что свобода (не рабство) не является условием, чтобы быть опекуном для своей подопечной для выдачи ее замуж, о чем говорил шейх Ибн ‘Усеймин. (см.: «аш-Шарх аль-Мумти’» 5\194).
[2] Прим. переводчика: Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Некоторые ученые, да смилуется над ними Аллах, сказали: «Праведность и благочестие опекуна не является условием для выдачи замуж свою дочь, однако условием является то, чтобы он был надежным и ответственным за свою дочь. Это и есть истина (в этом вопросе). Сколько есть мужчин, которые являются внешне благочестивыми и праведными, однако он в отношении к своей дочери беспечен, его не волнует его дочь, а его заботит деньги. Такой в действительности не годится быть опекуном, и его предательство по отношению к своей дочери несовместимо с благочестием и праведностью.
В этом вопросе правильным является то, чтобы опекун был надежным и ответственным за свою подопечную. Это является важнейшим условием, так как опекун преследует пользу своей дочери и принимает во внимание воплощение пользы в отношении своей подопечной. Что касается его праведности и религиозности, то польза этого возвращается к нему самому. Сколько есть отцов-мусульман, которых мы находим самыми нечестивыми людьми, которые распивают опьяняющие напитки, имеют внебрачные отношения и совершают прочие грехи, однако когда касается пользы их дочерей, то они никогда не проявят небрежность и беззаботность в этом»
(см.: «аш-Шарх аль-Мумти’» 5\196-197).
Опекуном женщин-мусульманок (или девушек) при выдаче ее замуж может быть лишь ее родственник-мусульманин по линии отца: отец, в первую очередь, затем уже дед, ее сын, внук и так далее, родной брат, сын ее отца, родной дядя, дядя ее отца, а также их сыновья и потомки.
Опекуном не может быть никто из мужского пола по материнской линии!
Немусульманин не может быть опекуном для мусульманки при выдаче ее замуж!
А у той, у которой нет опекуна из числа мусульман, имеющих право выступать в качестве опекуна по шариату, опекун может быть правитель-мусульманин или его заместитель (как судья-мусульманин, муфтий, имамы мечетей и прочие лица, которые уполномочены заключать и расторгать браки).
Вопрос: «Кому отдается предпочтение при отсутствии опекуна у мусульманки во время выдачи ее замуж: ее родному брату по матери или же тем лицам, которые уполномочены заключать и расторгать браки?».
Ответ: Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Отдается предпочтение лицам, которые уполномочены заключать и расторгать браки, перед ее братом по материнской линии. Более того, даже отдается предпочтение им перед отцом ее матери. Если допустить, что отец ее матери с малых лет воспитывал ее, и он стал для нее как отец, то все равно он не может быть ей опекуном при выдаче ее замуж, а опекуном может быть ей лицо, уполномоченное заключать и расторгать браки» (см.: «аш-Шарх аль-Мумти’» 5\199).

[3] Прим. переводчика: Сподвижники (сахабы) - это те, кто встречался с Пророком (ﷺ) уверовали в него и умерли, будучи мусульманами, даже если это встреча была мгновенной. И это из особенностей Пророка (ﷺ) , что сподвижником его считается тот, кто встретился с ним, даже если эта встреча была короткой. В отличие от других людей, поскольку человек не становится соратником кого-либо, кроме как по причине долговременной дружбы. А что касается простой встречи в каком-либо месте, то этим он не становится его спутником (см.: «аль-Байкъунийа», стр. 54).
[4] Прим. переводчика: Таби’ийн – тот, кто встретил кого-либо из сподвижников Пророка (ﷺ), будучи мусульманином и умер на Исламе.
[5] Прим. переводчика: Махрамы – это те, с которыми мужчине (и женщине) навсегда запрещено вступать брак. И это может быть по следующим трем причинам:
Первая причина: по причине прямого кровного родства.
Вторая причина: по причине вступления в родственные отношения путем заключения брака.
Третья причина: по причине молочного родства.
Более подробно о махрамах читатель может ознакомиться в статье «О махрамах женщин и мужчин».
[6] Прим.переводчика: Так как мусульманке запрещено выходить замуж за немусульманина, так же, как и мусульманину запрещено жениться на многобожнице, атеистке и прочей, за исключением христианок и иудеек из числа целомудренных женщин из них.
Всевышний Аллах сказал: «Также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших мусульманок и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас» (Аль-Майда,5).

[7] Прим.переводчика: Однако тот, кому поручил опекун выдать замуж его дочь, не должен произносить: «Я выдал замуж свою дочь или подопечную за тебя», а должен сказать: «Я выдал замуж такую-то дочь такого-то по его поручению». Т.е. он должен указать на то, что он является лишь доверенным лицом опекуна, и не более, о чем говорил шейх Ибн ‘Усеймин.

[8] Прим.переводчика: Однако тот, кого жених поручил принять никах за него, не должен произносить: «Я принял этот никах», а должен сказать: «Я принял этот никах для моего поручителя такого-то такого» (см.: «аш-Шарх аль-Мумти’» 5\181).


Читайте также:
- О махрамах женщин и мужчин https://tavhid.com/forum/showthread.php?tid=2121
- Положение никаха (брака) https://tavhid.com/forum/showthread.php?tid=2066