Тавҳид форуми
О достоинстве месяца аль-Мухаррам и дня ‘Ашура - Printable Version

+- Тавҳид форуми (https://tavhid.com/forum)
+-- Forum: Русский раздел (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=68)
+--- Forum: Пост (Ураза) (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=72)
+--- Thread: О достоинстве месяца аль-Мухаррам и дня ‘Ашура (/showthread.php?tid=4212)



О достоинстве месяца аль-Мухаррам и дня ‘Ашура - абу София - 10-08-2016

О достоинстве месяца аль-Мухаррам и дня ‘Ашура


С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего

О достоинстве месяца аль-Мухаррам


Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, сказал: «Запретных месяцев (у Аллаха) - четыре, три из них приходят один за другим, а это: месяц зуль-Ка’да, зуль-Хиджа и аль-Мухаррам. Четвертый же запретный месяц наступает отдельно (от них), а это месяц Раджаб, который занимает свое место между месяцами Джумада (санийа) и Ша’баном. Одним из запретных месяцев является месяц Аллаха - месяц аль-Мухаррам, который Аллах почтил и наделил его достоинствами. Пророк же (ﷺ) причислил этот месяц к Аллаху и возвеличил его. Имам Муслим в своем достоверном сборнике хадисов привел хадис от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Лучшим постом после Рамадана является месяц Аллаха - «аль-Мухаррам», а лучшей молитвой после обязательной является ночная добровольная молитва».
Всевышний Аллах запретил чинить несправедливость, в общем, а также запретил поступать несправедливо в запретные месяцы, в частности. Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Ат-Тауба,36). То есть не поступайте в них несправедливо по отношению к себе, совершая грехи и то, что запретил Аллах. Катада сказал: «Знайте же, что несправедливость, совершаемая в запретные месяцы, является более великим грехом, чем несправедливость, совершаемая в другие месяцы. Хотя несправедливость в любом случае относится к великим грехам».

О достоинстве поста в день ‘Ашура (месяца аль-Мухаррам)


Далее шейх сказал: «Пророк (ﷺ) побуждал к соблюдению поста в день ‘Ашура, как пришло это в нескольких хадисах. Передал имам Муслим от Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что Посланника Аллаха (ﷺ) спросили о посте в день ‘Ашура, он ответил: «Пост в день ‘Ашура является искуплением грехов прошедшего года». В другой версии, приведенной Ибн Маджа с достоверной цепочкой передатчиков, было сказано: «Я надеюсь на Аллаха, что пост в день ‘Ашура будет искуплением грехов прошедшего года».
В двух достоверных сборниках хадисов было передано от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им и его отцом Аллах, что «Посланник Аллаха (ﷺ) постился в день ‘Ашура и велел другим соблюдать пост».
Имам Муслим привел хадис от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им и его отцом Аллах, что Пророк (ﷺ) сказал: «Если я доживу до следующего года, то непременно буду поститься девятого числа (месяца аль-Мухаррам)». Но он не дожил до следующего года (ﷺ).
Итак, есть два варианта соблюдения поста:
Первый: Человек может ограничиться соблюдением поста десятого дня (месяца аль-Мухаррам).
Второй: Человек может поститься девятого и десятого числа (месяца аль-Мухаррам).
Второй вариант является лучшим. Некоторые ученые, из них имам Ибн Кайим, да смилуется над ним Аллах, упоминали, что можно поститься и одиннадцатого числа вместе с девятым и десятым днем (месяца аль-Мухаррам)».

Об обязательности принесения покаяния от больших грехов и возвращения прав людей


Далее шейх сказал: «Поистине, грехи, которые прощаются по причине подобных благодеяний из поста и прочего, являются малыми, а не большими и не касающимся прав людей. Поскольку от больших грехов следует принести отдельное покаяние[1] . Точно также это касается и прав людей. Одним из условий покаяния является - вернуть права их владельцам. Сколько бы ни говорил человек, что он кающийся, но при этом не вернул право владельцу, его покаяние не будет действительным, пока он не даст право его обладателю. Посему человеку следует не впутываться в несправедливость и не поступать несправедливо по отношению к себе по причине совершения запретного или оставления обязательного действия».

О том, что Пророк (ﷺ) противоречил иудеям в вопросе поста в день ‘Ашура


Далее шейх сказал: «Пророк (ﷺ) всегда стремился противоречить иудеям. Когда Пророк (ﷺ) прибыл в Медину, то застал иудеев постящимися в день ‘Ашура. Однако он (ﷺ) пожелал в конце своей жизни противоречить им путем соблюдения поста девятого и десятого дня (месяца аль-Мухаррам). Он (ﷺ) в конце своей жизни был намерен поститься не только в день ‘Ашура, но и хотел прибавить к этому дню и девятый день (месяца аль-Мухаррам). Как пришло в хадисе Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им его отцом Аллах, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если я доживу до следующего года, то непременно буду поститься девятого числа (месяца аль-Мухаррам)», то есть вместе с днем ‘Ашура (а это десятый день месяца аль-Мухаррам)».

О религиозных нововведениях в день ‘Ашура


Далее шейх сказал: «Одним из религиозных нововведений в этот день является (определенная) мольба в честь дня ‘Ашура, эта мольба – выдуманная.
С этой ложью и заблуждениями пришли те, которые бродят по улицам ради того, чтобы выжать имущества глупцов и наивных в этот день, дабы они принесли им из этих лжи и заблуждений, неправдоподобных рассказов и религиозных нововведений. Все это не относится к религии Мухаммада (ﷺ).
А также то, что пришло относительно того, что тому, кто будет расширять (расход) для своей семьи в день ‘Ашура, тому Аллах расширит (расход) на протяжении всей его жизни, - то не установлено от Посланника Аллаха (ﷺ). Напротив, это является ложью на него (ﷺ). Поэтому нам надлежит прикладывать старание в соблюдении поста (в день ‘Ашура)[2] и не совершать религиозные нововведений. Посему не расширяют расходов для семьи в этот день!
Также и то, что пришло из достоинства подкрашивания глаз сурьмой, окрашивания и совершения полного омовения (в день ‘Ашура), является ложью на Посланника Аллаха (ﷺ)».

Из послания «Фадль шахр аль-Мухаррам» шейха Мухаммада Са’ид Расляна, да хранит его Аллах.


Перевод: Абу Сумая Казахстани
_____________________________________
[1] Прим. переводчика: Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Покаяние – это возвращение от непослушания Аллаху к повиновению Ему. И оно обусловливается пятью условиями:
Первое: Искренность. Искренность является условием в любом поклонении, а покаяние это один из видов поклонения. Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне» («аль-Беййина», 5). Поэтому тот, кто кается ради показухи для людей или же боясь правителя, и не возвеличивая Аллаха, покаяние такого не принимается.
Второе: Сильное сожаление о содеянном. А это - уныние человека и стыд его перед Аллахом по причине того, что он совершил запретное или оставил обязанность, которая была возложена на него.
Третье: Отказ от греха, от которого каются. Если этот грех был оставлением обязанности, которую возможно восполнить, то для человека является обязательным выполнить эту обязанность. Например, если человек согрешил по причине того, что он не выплатил закят, то он должен выплатить закят. А если он совершил запретное, например, украл имущество некого человека, после чего покаялся, то он должен вернуть имущество его хозяину. В противном случае его покаяние не будет действительным.
Если кто-нибудь спросит: «Как человеку, который украл имущество некого человека и потом покаялся Аллаху, вернуть это имущество его хозяину? Он опасается того, что когда он будет возвращать имущество хозяину, то впадет в проблемы. Ибо, быть может, хозяин имущества заявит, что имущество было больше украденного, или же обвинит этого человека и обнародует его поступок или тому подобное. Что ему тогда делать?»
Мы говорим: «Он должен донести имущество хозяину любым путем. По своей возможности он посылает это имущество посредством того человека, которого не обвинят в краже и который донесет до его хозяина. Тогда он говорит: «О такой-то, это вещь от некого человека, который когда-то украл у тебя, а сейчас он возвращает тебе». И необходимо, чтобы был этот посредник уважаемым и надежным, влиятельным, чтобы не смог хозяин имущества сказать: «Либо ты мне покажешь, кто тебе передал это, а иначе ты сам украл это». Если подобное можно ожидать от него, тогда это - проблема (или тогда он проблемный человек).
(И тогда) либо он отдает это имущество судье или же правителю, и говорит: «Это имущество такого-то человека, у которого когда-то я его присвоил. Сейчас же я покаялся, и поэтому нужно доставить это имущество ему». В таком случае тому, кому вручили эту вещь, является обязательным выполнить то, что ему поручили, дабы спасти того, кто украл когда-то это имущество и вернуть его хозяину.
Если же кто-нибудь спросит: «Поистине, этот человек, у которого я украл имущество, скончался. Что мне теперь делать?» - то ответ (будет таков): «Передай это его наследникам, а если он не имеет наследников, то отдай это в казну мусульман».
Если же он скажет: «А если я не знаю его наследников и не знаю их адреса проживания?», то ответ (будет следующим): «Он должен дать его в качестве садака за того, кому принадлежит это имущество. Всемогущий и Великий Аллах знает это и донесет это его хозяину».
Это и является стадиями покаяния касательно того, кто присвоил имущество неприкосновенной личности.
Четвертое: Иметь твердое намерение впредь не повторять содеянное. Это является обязательным, поскольку, если он покаялся от этого греха, однако имеет намерение повторить это, если представится ему такая возможность, то он в таком случае не считается кающимся. Но если он имел намерение не повторять этот грех, затем к нему пришла дурная мысль, вследствие чего он повторил тот же грех, то первая его покаяние является действительным, однако является обязательным вновь принести покаяние за второе прегрешение.
Поэтому является обязательным знать разницу между тем, что мы говорим: «Одно из условий - не повторять грех», - и нашими словами: «Одно из условий – иметь твердое намерение не повторять подобный грех».
Пятое: Покаяние должно быть совершено в то время, в которое оно еще принимается. Если покаяние было принесено в то время, в которое оно уже не принимается, тогда это покаяние будет бесполезным. А это время имеет два вида: частный и общий.
Частный вид: Это когда к человеку пришел его срок (смерти), то в таком случае покаяние будет бесполезным, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь»» («ан-Ниса», 18).
Так же и Фараон, когда стал тонуть, то воскликнул: «Я уверовал в то, что нет божества достойного поклонения, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраиля. И я стал одним из мусульман». Тогда ему было сказано: «Только сейчас?! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие» («Йунус», 91). То есть: «Только сейчас ты приял Ислам?!» И не смотря на это, это не принесло ему пользы.
Что касается общего вида: то это восход солнца с запада. Ведь солнце восходит на востоке, и заходит на западе. Поэтому если все люди уверуют в то время, когда солнце уже взойдет на западе, то вера не принесет душе пользы, если она не уверовала прежде, так же, как не будут приняты ее праведные деяния, если она в свое время не приобрела благодаря своей вере блага.
Поэтому Пророк (ﷺ) сказал: «Не прервется переселение, пока не прервется покаяние, а покаяние не прервется, пока солнце не взойдет на западе» (Абу Дауд 2479).
Вот это является условиями таубы (покаяния). Хотя большинство ученых (да смилуется над ними Аллах) говорят: «У таубы есть три условия: сожаление, отказ от греха и твердое намерение не повторять этот грех снова». Однако то, что мы упомянули, более совершеннее, и поэтому необходимо, чтобы было то, что мы упомянули»
(См. «Шарх аль-Арбаъийн», стр. 312-314).
Большинство ученых помимо того, что упомянул шейх, еще добавляют и четвертое условие, которое касается права человека. Если грех грешника касается права человека, то он должен уладить это. Если он украл вещь, то он должен вернуть его хозяину. А если он кого-то обидел, то он должен попросить у него прощение и т.д. Но это четвертое условие шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) внес под третье условие покаяния, а это – отказ от греха, как мы, по милости Аллах, выше узнали об этом.

[2] Прим. переводчика: Как сказал шейх Раслян на пятничной проповеди, что мы, приверженцы Сунны, возвеличиваем день ‘Ашура тем, чем возвеличивал его Посланник Аллаха (ﷺ), а именно соблюдением поста (и не более)!