Тавҳид форуми
О необходимости уважать ученых и о строгом запрете умалять их достоинства - Printable Version

+- Тавҳид форуми (https://tavhid.com/forum)
+-- Forum: Русский раздел (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=68)
+--- Forum: Адаб (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=74)
+---- Forum: Требование знание (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=107)
+---- Thread: О необходимости уважать ученых и о строгом запрете умалять их достоинства (/showthread.php?tid=3532)



О необходимости уважать ученых и о строгом запрете умалять их достоинства - абу София - 06-14-2016

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего

О необходимости уважать ученых и о строгом запрете умалять их достоинства и порочить их


Поистине, степень ученых велика, заслуги их известны, а их достоинства множество, о которых упоминаются в Къуране, Сунне и словах праведных предшественников. Ученые являются наследниками пророков, путеводителями во мраке и лучами правильного пути. Тот же, кто пытается умалить достоинства их, является самым низким и подлым человеком, а тот, кто ненавидит их, является из партии шайтана.
Мусульмане обязаны почитать ученых Сунны, и запрещено им ругать их, оскорблять, умалять их достоинства и сеять сомнения в отношении их!
Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Любовь по отношению к (настоящим) ученым – это религия, посредством которой подчиняются Аллаху» (см.: «Фадлюль-‘Ильм», стр.141).
Шейх Раби’ (да хранит его Аллах) сказал: «Из основ ахли ас-Сунна – уважение ученых» (см.: «Самаха аш-шари’ати аль-ислямийа», стр.23).
‘Абду-Ссалям ибн Барджис (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Нашим правом перед ученым является то, чтобы мы проявляли скромность перед ним, ценили его и почитали» (см.: «Ман хум аль-‘Уляма», стр.42).
Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Нам было велено проявлять скромность перед тем, у кого обучаемся» (см.: «аль-Джами’ ли Ахлякъ ар-Рауи уа Адаб ас-Сами’» 1\198).
Имам ат-Тахауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: «В отношении ученых саляфов из предшествующих (ученых) и тех, кто последовал за ними из праведных, идущих по следам саляфов (во главе которых Пророк ﷺ) и ученых, - в отношении их следует отзываться лишь хорошо, а тот же, кто говорит о них плохо, не следует по пути (верующих из числа тех, кто следует тому, на чем были сподвижники Пророка)» (см.: «аль-’Акъыда ат-Тахауийа», стр.58).
Шейх Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Не дозволено ругать их (ученых) и умалять их достоинства, даже если некоторые из них впали в ошибку касательно вопросах иджтихада. Ибо это не требует умаления их достоинства, так как они могут ошибаться, но вместе с этим они ищут истину. Пророк (ﷺ) сказал: «Если судья, проявляя усердие, вынесет решение и окажется правым, то он получит двойное вознаграждение, а если он проявит усердие и ошибется, то - одно».
Это касается (настоящих) ученых, а не псевдоученых, так как они (лжеученые) не имеют права браться за то, что не могут сделать превосходно»
(см.: « шарх аль-’Акъыда ат-Тахауийа»3\450).
Шейх Салих Али Шейх (да хранит его Аллах) сказал: «Таким образам, для искателей знания является обязательным не отзываться плохо о ком-либо из ученых. Ибо если кто—либо из ученых будет правым, то он поступил хорошо, его хвалят, и следует за ним в том, в чем он прав. Если же ошибется, то он также сделал хорошо, если он проявил усердие (иджтихад). Однако правильность от Всевышнего Аллаха.
Здесь не имеется в виду те ученые, которые распространяют многобожие и религиозные нововведения. Нет для них никакой доли из хадиса, понимания и рассмотрения. Ибо они приложили все свои усердия в противоречии Сунне и совершении религиозных нововведений. Они желают распространение религиозного нововведения и предрассудка. Они отстаивают многобожие, связывают людей с умершими, религиозными нововведениями и прочими.
Вот они не подразумеваются под словами, которые были упомянуты выше, поскольку они желают то, посредством чего они противоречат единогласному мнению четырех имамов (мазхабов).
Их следует опровергать, и быть может, есть нужда, в качестве осуждения, упомянуть о том, на чем они, чтобы люди остерегались их»
(см.: « шарх аль-’Акъыда ат-Тахауийа»3\461).
Великий таби’ин Тауус ибн Кейсан (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Сунной является почитание четырех людей: ученого, пожилого, правителя (мусульман) и отца (и матери)».
Также сказал: «Было сказано: «Поистине, одним из холодных отношений является то, когда сын зовет своего отца по имени»» (Ма’мар «Джами’» 11\137).
Шейх Ибн ‘Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «По причине уважения по отношению к ученым чтят шариат, так как они (ученые) являются носителями его (шариата). А по причине унижения ученых принижают шариат, поскольку если будут умалять их достоинства и ронять их в глазах людей, то будут принижать шариат, который ученые несут. И потеряет оно достоинство в глазах людей, и каждый начнет презирать ученых, вследствие чего пропадет шариат» (см.: «Шарх Рияд ас-салихин» 2/119).
Также шейх Ибн ‘Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если же не будут чтить ученых и правителей мусульман, то пропадет религия и мирская жизнь» (см.: «Шарх Рияд ас-салихин» 2/121).
Также наше право перед ученым является то, что сказал благородный сподвижник ‘Али (да будет доволен им Аллах) в своих словах: «Одним из твоих прав перед ученым является то, чтобы ты сначала приветствовал всех присутствующих в общем, а затем лично приветствовал его (ученого); сидел перед ним; не указывал своей рукой на него; не подмигивал; не говорил, что такой-то сказал то, что противоречит твоему слову (мнению); не злословил за спиной кого-либо в его присутствии; не выискивал его ошибки, а если он ошибется, то принимал его оправдания.
Ты должен почитать его ради Аллаха; а если он будет в чем–то нуждаться, то должен опередить других, чтобы прислужить ему в этом; ты должен не секретничать в его заседании; не хватать его за одежду; не настаивать, если он не хочет; не насыщаться от долгого общения с ним, так как он подобен пальме, от которой ты ожидаешь то, когда же выпадет с нее что-нибудь для тебя».

‘Абду-Ссалям ибн Барджис (да смилуется над ним Аллах) сказал: «’Али, да будет доволен им Аллах, включил в это завещание все то, что будет достаточным» (см.: «Ман хум аль-‘Уляма», стр.44).
Некоторые праведные предшественники, когда отправлялись к шейху (ученому), то давали милостыню (садака) нуждающимся, и взывали к Аллаху следующей мольбой: «О Аллах, скрой недостаток моего шейха от меня и не лишай меня бараката знаний его» (см.: «Фадлюль-‘Ильм», стр.301).

Подготовил: Абу Сумая Казахстани


Использованная литература

1. «Рияд ас-салихин» шарх шейха Ибн ‘Усеймина.
2. «Ман хум аль-‘Уляма» ‘Абду-Ссалям ибн Барджиса.
3. «аль-’Акъыда ат-Тахауийа» шарх шейха Фаузана.
4. «аль-’Акъыда ат-Тахауийа» шейха Салих Али Шейха.
5. «Фадлюль-‘Ильм» шейха Са’ид Расляна.