Тавҳид форуми
Основа Сунны и религиозные убеждения двух имамов: Абу Зур`и ар-Рази и Абу Хатима - Printable Version

+- Тавҳид форуми (https://tavhid.com/forum)
+-- Forum: Русский раздел (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=68)
+--- Forum: Методология (Манхадж) (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=70)
+--- Thread: Основа Сунны и религиозные убеждения двух имамов: Абу Зур`и ар-Рази и Абу Хатима (/showthread.php?tid=3142)



Основа Сунны и религиозные убеждения двух имамов: Абу Зур`и ар-Рази и Абу Хатима - абу София - 08-01-2015

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Основа Сунны и религиозные убеждения двух имамов:
Абу Зур`и ар-Рази и Абу Хатима ар-Рази



(Имам) Аль-Лялякаи в «И`тикъад ахлис-Сунна» (1/176-180) под номером (321) писал: «Сообщил нам Мухаммад ибн Музаффар аль-Мукърий (кот. сказал): передал нам аль-Хусэйн ибн Мухаммад ибн Хубайш аль-Мукърий (кот. сказал): передал нам Абу Мухаммад `Абду-р-Рахман ибн Аби Хатим (кот. сказал): Я спросил своего отца и Абу Зур’у о убеждениях приверженцев Сунны в основах религий и о том пути, на котором они застали учёных всех стран. А также об их убеждениях относительно всего этого, и они ответили так: «Мы застали учёных во всех уголках земли, в Хиджазе, Ираке, Шаме и Йемене, и их убеждения были следующими, что:
Вера (аль-Иман) – это слова и дела, которая увеличивается и уменьшается. И что Коран – это Слова Аллаха, которые не являются сотворёнными во всех видах(1).
И что Предопределение, будь оно хорошим или плохим, от Аллаха.
И что лучший в этой общине, после её Пророка (ﷺ) - это Абу Бакр, затем `Умар ибн аль-Хаттаб, затем `Усман ибн `Аффан, затем `Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) - и он добавил - и они есть праведные халифы, ведомые прямым путем.
И что десять (сподвижников), названных Посланник Аллаха (ﷺ), и о которых он засвидетельствовал Раем(2), в действительности являются обитателями Рая, как об этом засвидетельствовал Посланник Аллаха (ﷺ), то есть, указав на их достоинство, и его свидетельство есть истина! И что (нашей обязанностью является) мольба о ниспослании милости сподвижникам Мухаммада (ﷺ), и воздержание от обсуждения того, что произошло между ними.
И что Всевышний и Великий Аллах вознёсся над Своим Троном, и что Он отделён от Своих созданий, так как Он описал Себя в Своей Книге и (как описал Себя) устами Своего Посланника (ﷺ). Без вопроса «Как?» И что Он охватывает Своим знанием всякую вещь, и нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий Видящий.
И что (верующие) будут лицезреть Его, Благословен Он и Возвышен, в Вечной жизни. Обитатели Рая будут видеть Его своими глазами, и будут слышать Его Слова так, как Он этого пожелает, и как Он этого захочет.
И что Рай – это истина, и что Ад - истина, и что Мост - истина, и Весы, с двумя его чашами - истина, и Водоём, которым был почтён наш Пророк, - истина, и Заступничество - истина, и Воскрешение после смерти - истина.
И что совершающие большие грехи находятся под волей Аллаха(3), и мы не обвиняем в неверии никого из приверженцев Киблы по причине их грехов, и оставляем то, что скрывают их души Аллаху, Велик Он и Могуч.
И мы совершаем джихад и хадж вместе с правителями мусульман во все времена, и считаем запретным выход (и восстание) против правителей. И мы считаем недопустимым сражение во время смуты, и мы слушаемся и подчиняемся тем, кому Аллах вверил власть над нами. Мы не выходим из под подчинения (правителю). Мы следуем Сунне и единой общине(4), и сторонимся противоречий, разногласий и разделений.
И что джихад во главе с правителем из числа мусульман, является установленным (в шариате) с момента, когда Всевышний Аллах послал Своего Посланника (ﷺ) и до Судного дня вместе, точно также и Хадж.
И что садакъа (закята) со скота выплачивается управляющим делами мусульман из числа их правителей.
И что суждение о людях и относительно того, что касается наследства, происходит согласно их вере. (То есть) они являются верующими, однако каково их положение у Аллаха нам неизвестно(5).
И что нововведенцем (мубтади’а) является всякий, кто скажет, что является истинным верующим. И что лжецом будет каждый, кто скажет то, что он у Аллаха верующий. И что прав будет лишь тот, кто скажет, что он истинно верующий в Аллаха(6).
И что «мурджииты» являются заблудшими нововеденцами(7), и что къадариты являются заблудшими нововеденцами(8). И что тот из них, кто отрицает, что Аллах знает то что произойдёт до того как это произойдет, является неверующим. И что джахмиты - неверующие(9), и что рафидиты отвергли Ислам(10), а хариджиты покинули его (вылетели из Ислама)(11).
И что тот, кто считает (убеждён), что Коран сотворён – он неверующий в Великого Аллаха. И его неверие является выводящим из Ислама. А тот, кто сомневается в его неверии, понимая это и зная, также является неверующим.
И что тот, кто сомневается в Словах Аллаха (т.е. в Коране), и, сомневаясь, удерживается говоря: «Я не знаю сотворённый (Коран) или нет», является джахмитом. А кто колеблется относительно Корана по причине невежества (незнания), тот обучается и обвиняется в нововведении(12), но он не обвиняется в неверии.
А кто сказал, что произношение Корана сотворённое, тот джахмит. Также если скажет, что произнесенный мной Коран сотворённый, то он джахмит(13).
Сказал Абу Мухаммад: «Я слышал, как мой отец говорил: «Признаком приверженцев нововведения является злословие в отношение приверженцев асара (Сунны), а признаком еретиков является именование (обзывание) приверженцев Сунны «хашауия»(14), желая тем самым сделать асары (доводы) недействительными».
(Далее он) сказал: «И признаком джахмитов является именование приверженцев Сунны «мушаббиха» (уподобляющим)»(15).
(Далее он) сказал: «Признаком къадаритов является именование приверженцев асара (Сунны) джабритами(16). А признаком мурджиитов является именование приверженцев Сунны противоречащими и «накъсания» (неполноценными)(17).
А признаком рафидитов является именование приверженцев Сунны «насыба»(18)».
Но у приверженцев Сунны нет имени, кроме как одного(19), и невозможно, чтобы все те названия были собраны в их описании.
Сказал Абу Мухаммад: «Я слышал, как мой отец и абу Зур`а велели оставлять приверженцев нововведений и отклонений, и они были очень суровы в этом, и они порицали написание книг, без упоминания в них асаров (доводов и преданий саляфов). Они запрещали сидеть вместе с приверженцами «каляма» (философских течений)(20), также читать их книги. Они говорили: Никогда не преуспеет приверженец «каляма» (философского учения)».


Сказал Абу Мухаммад: «То же самое говорю и я».
Сказал Абу `Али ибн Хубэйш аль-Мукърий: «То же самое говорю и я».
Сказал наш шейх Ибн Музаффар: «То же самое говорю и я».
Сказал наш шейх, то есть автор (имам аль-Лялякаи): «То же самое говорю и я».



Перевёл Абу ‘абдиЛлях Казахстани
Примечание и дополнения Марата абу Зарра
1436 г.х.


П.С Абу ‘абдиЛлях Казахстани – это один из наших братьев, который с 2008 года и по сей день обучается у шейха Мухаммада Са’ида Раслана, да хранит его Аллах!
______________________________________________________________

(1) - То есть если будут произноситься языком, записываться на доске, они останутся Словами Аллаха (см.: толкование шейха ан-Наджми, стр. 58).
(2) - То есть что они из обитателей его.
(3) - Если Он пожелает, то простит их, а если пожелает наказать, то никто не сможет Ему помешать. Всевышний Аллах прощает грехи, кому пожелает, если только этот грех не будет многобожием или неверием, как сказал об этом Всевышний: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает менее тяжкие грехи, кому пожелает» (сура «ан-Ниса», 48).
(4) - То есть общине, которая объединилась на следование Сунне Пророка (ﷺ), в понимание первых поколений (саляфов).
(5) - То есть мы судим о людях согласно их внешнему положению, мы считаем мусульманами тех, кто придерживается Ислама, а Всевышний Аллах знает то, что скрывают их души. И не дозволено нам говорить о том, что кто-то из мусульман впал в неверие и вышел из религии, кроме как с ясным доводом на это, учитывая все условия и принимая во внимание все препятствия (см. толкование шейха ан-Наджми, стр. 152).
(6) - Тот, кто говорит, что он истинно верующий, является из числа мурджиитов, которые говорят: «Моя вера подобна вере Джибриля» или говорят: «Вера нечестивца и пьяницы подобна вере ангела Джибриля». Такие убеждения исходят по причине того, что мурджииты говорят, что вера – это подтверждение сердцем (тасдыкь).
Однако вера – это не просто подтверждение (тасдыкъ). Вера, согласно шариатскому определению – это убеждения, слова и дела, которые включают в себя подтверждение сердцем, что является его (сердца) словом и подчинение, что является его делом. И эта вера повышается с совершением благих дел и уменьшается с ослушанием.
Тот, кто говорит, что он у Аллаха верующий, является лжецом, так как утверждает, что обладает полной верой. Всевышний Аллах говорит: «Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен» (сура «ан-Наджм», 32). Также Всевышний говорит: «Разве он знал сокровенное или заключил завет с Милостивым?!» (сура «Марьям», 78).
Тот, кто говорит, что он поистине верит в Аллаха, правдив, так как он заявляет о самом малом, чем обязал его Всевышний, а это вера в Него и поклонение Ему Одному.
Однако здесь, как сказал шейх ан-Наджми (да будет милостив к нему Аллах), есть некое сходство с первым выражением. То есть первый говорит, что является верующим в Аллаха и этот говорит о том, что верит в Него. «Известным является то, что мусульманину необходимо говорить: «Я верующий, если пожелает Аллах (ин шаа Аллах)», или же говорить: «Я надеюсь, что я верующий», для того, чтобы избежать самовосхваления».
Далее шейх ан-Наджми (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Мусульманину дозволено сообщать о себе, говоря, что является верующим. Однако лучше ему говорить при этом «ин шаа Аллах» (если желает этого Аллах), чтобы не быть из тех, кто заявляет, таким образом, о полноте своей веры» (см. толкование шейха ан-Наджми, стр. 154-155). И как говорил шейх Раслян (да хранит его Аллах): ««Исключение» (слова «ин шаа Аллах») при упоминании веры (имана) не указывают на сомнение!» И привёл в довод слова Всевышнего, Который сказал: «Вы непременно войдете в Заповедную мечеть, если пожелает Аллах, будучи в безопасности» (сура «аль-Фатх», 27). Здесь Всевышний говорит «непременно войдёте» - то есть, нет в этом сомнений, это случиться поистине, и это случилось. Но вместе с этим сказал: «если пожелает Аллах», связав то, что непременно произойдёт с волей Всевышнего, Его знанием и желанием.
Также слова Посланника Аллаха (ﷺ), который говорил в мольбе, входя на кладбище: «Мир вам обитатели этих жилищ (могил), верующие и мусульмане, и поистине, если будет угодно Аллаха, мы присоединимся к вам…» (Хадис приводит имам Муслим, 249, 975). Здесь также нет никаких сомнений в том, что мы присоединимся к тем, кто покинул этот мир. Однако слова Посланника Аллаха (ﷺ) указывают на то, что происходящее, как в настоящем, так и в будущем непременно связано с волей и желанием Всевышнего. Ибо знание сокровенного, а туда входит и вера раба, принадлежит только Всевышнему!
И шейх Раслян добавил после того, как привёл эти доводы, сказав: ««Исключение» в вопросе веры (т.е. слова «ин шаа Аллах») связаны с полнотой её» - а не с её основой (наличием).
(7) - Так как они заявили о том, что вера (иман) – это лишь подтверждение. Поэтому любой, кто подтверждает существование Аллаха, Его божественность, Его совершенство, считается, исходя из их определения, верующим. И именно согласно такому заблудшему определению, дела, будь они благими или же плохими, не влияют на веру, не повышают её и не уменьшают. Они (дела) у мурджиитов вообще не входят в понятие и определение веры, что противоречит Корану и Сунне.
(8) - Къадариты – заблудшая секта, о которой предупреждал ещё сам Посланник Аллаха (ﷺ), сказав: «Къадариты – огнепоклонники (маджусы) этой общины! Если они заболеют, то не навещайте их, а если умрут, то не присутствуйте на их погребальной молитве (джаназа)» (хадис приводит Абу Дауд, 4691. Достоверность этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани). Посланник Аллаха (ﷺ) назвал их огнепоклонниками, так как их убеждения совпадают с убеждениями огнепоклонников (маджусов), которые говорили, что есть два божества: свет и тьма. Свет, по их мнению, был создателем благих дел, а тьма – плохих. То же самое говорят и къадариты, приписывая Всевышнему сотворение благих дел, а людям – плохих.
Къадариты заявляют о том, что предопределения не существует, и что Всевышний узнаёт о том, что делают Его рабы, только после того, как они сделают это. Они утверждают, что рабы Аллаха обладают силой и желанием, которые не подвластны силе Аллаха и не связаны с Его желанием! Поэтому, как сказали учёные, къадариты намного хуже огнепоклонников, потому, как огнепоклонники поклонялись только двум божествам: богу света и богу тьмы, а къадариты своим заблуждением заявляют, хотят они этого или нет, что каждое разумное творение Аллаха – это божество. По их мнению любой человек может делать что пожелает, и Всевышний не в силах узнать о планах Своих творений и не в силах им помешать! По их мнению, получается каждый сам себе божество и любой вправе соперничать в желании с Всемогущим Творцом.
Это явная ложь и заблуждение!
Аллах Всевышний знал, записал, пожелал. И то, что Он пожелал, происходит. Вместе с этим, Великий и Всемогущий Аллах дал Своим рабам выбор и желание, и они ответственны за свой выбор и свои дела. Он никого не заставляет, однако Он знает то, что выберет Его раб и как он поступит. Его знание – знание абсолютное, знание божественное, в Его делах великая мудрость и в Его предопределениии огромная милость (см.: «Шарх усуль ас-Сунна» шейха Расляна, 1/334-335 и «Дирасат аль-бид’а уа аль-мубтади’ин», 136-139).
(9) - Многие учёные придерживались мнения о том, что джахмиты являются неверующими. Сказал имам Ахмад (да будет милостив к нему Аллах): «Джахмит – неверующий, не из числа мусульман (приверженцев Киблы), его кровь дозволена, он не наследует (от мусульманина) и (мусульманин) не наследует от него» (см.: «Шарх ас-Сунна» имама аль-Барбахари, 101). Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) в комментариях к этим словам писал: «Неверующий согласно всему, что он говорит (во что верит). Так как он заявил, что Аллах  лишён имен и качеств. И нет сомнения, что это самый скверный вид неверия!»
Из заблуждений секты джахмитов, во главе которых стоял аль-Джахм ибн Сафуан, следующие:
1 –Всевышний Аллах не описывается качествами, которыми Он описал свои творения. По причине этого они отвергли все имена и качества Всевышнего.
2 –Коран сотворён, так как они отвергли такое качество Всевышнего как «калям» (речь – слова).
3 – Человек принуждён к совершению дел (джабрия), и что у него нет возможности (выбора), нет силы, нет желания. Однако Всевышний заставляет его совершать дела, подобно тому, как делает это с бездушными телами (джамадат – неорганические вещества: камни, деревья и т.д.).
4 –Рай и Ад не вечны, и что они исчезнут после того, как верующие насладятся Раем, а обитатели Огня Адом.
5 – Знание Аллаха новоявленное, (то есть Он узнаёт о том, что произойдёт, только после того, как это произойдёт).
6 –Всевышний Аллах находится везде (фи кулли макян).
7 – Вера (иман) – это лишь убеждение сердцем, даже если человек будет произносить при этом слова неверия.
8 – Отрицание того, что (верующие) увидят Аллаха в Судный День.
Многие из этих заблуждений также перешли впоследствии к му’тазилитам (из книги «Дирасат фи аль-бид’а уа аль-мубтади’ин» шейха Расляна, стр. 161-162).
(10) - То есть оставили его. Они оставили истинный Ислам, впав в нововведения, а те из них, которые стали порочить сподвижников, обвинять их в неверии и проклинать – оставили сам Ислам. Это рафидиты или двенадесятники, или имамиты, или хусеиты, или те, кто называет себя «Хизбу Аллах» (Партия Аллаха), хотя в сущности правильно было бы их назвать, как говорит шейх Раслян: «Хизбу аль-Лят» (Партия Лята – одного из къурайшитских идолов).
«Религия шиитов-рафидитов и её основы черпаются из древних религий, которые были построены на представлении о людском совершенстве, которое приводит к их обожествлению. Также в убеждениях шиизма находят своё место воззрения персов-огнепоклонников, власть и наследие которых желают возродить шииты. Ведь персы были теми, кто участвовал в становлении шиитов, желая отомстить Исламу, который уничтожил их государство и разбил их могущество, и желая отклонить от Ислама (людей) теми, кто причислял бы себя к Исламу – (а это есть шииты-рафидиты).
Шиитские воззрения были смешаны с воззрениями азиатских верований, таких как буддизм, манехиизма, брахманизма, верованием о переселении душ и пантеизма (воплощении).
Шиизм также черпает свои воззрения от иудаизма, который считается носителем язычества ассирийцев и вавилонцев.
Слова же шиитов в отношении ‘Али ибн аби Талиба, также имамов из потомков семьи (Пророка ﷺ), очень схожи со словами христиан в отношении ‘Исы (мир ему). Сходство шиитов и христиан видно во многих делах, из них:
Множество праздников, множество изображений (икон, картин имамов, святых и т.п.), вымыслы относительно сверхъестественных деяний и приписывание их своим имамам.
И в этом всём нет ничего удивительного, ведь основы шиитского верования взяты у иудея-обманщика ‘Абдулла ибн Саба, который был лицемером и еретиком
» (см.: «Ший’ату аш-шайтан» шейха Расляна, стр. 11-12).
(11) - Хариджиты – одна из первых сект в Исламе, им принадлежит первое религиозное новшество. Шейхуль-Ислам ибн Тэймия и хафиз Ибн Касир говорили: «Поистине, первое нововведение и раскол в Исламской общине произошло из-за смуты хариджитов!» (См.: «Маджму’ аль-фатауа» и «Тафсир Ибн Касир», 12/468). О появлении хариджитов, этих преступников, которое произошло во время правления ‘Али (да будет доволен им Аллах), 37 г.х, предупреждал сам Посланник Аллаха (ﷺ). Они обвинили правителя правоверных в том, что он якобы не судит на основании того, что ниспослал Аллах, и это стало причиной их восстания против него и обвинения мусульман в неверии без права на это!
Основные заблуждения хариджитов:
1 – Они считают совершившего (совершающего) большой грех неверным, который навечно будет гореть в Аду.
2 – Они считают ‘Усмана и ‘Али (да будет доволен ими Аллах), а также тех, кто признаёт их правление, соглашается с этим, неверными.
3 – Они считают обязательным восстание против грешного правителя из числа мусульман, идя в противоречие достоверным хадисам, которые побуждают слушаться и повиноваться правителю мусульман, во всём кроме греха, даже если он совершает грех и поступает несправедливо.
4 – Они считают, что халиф не обязательно должен быть из рода курайш или из арабов. Они полагают, что халиф мусульман может избираться советом, кем бы он ни был по происхождению.
5 – Они убеждены в дозволенности восстания против общины мусульман и в обвинении их в неверии. Также они дозволяют имущество мусульман и их жизни, после того, как обвинят их в неверии.
6 – Они не принимают Сунну и не поступают в соответствии с ней, если она противоречит их устоям. Они отвергают хадисы «ахад», если в них есть добавка к тому, что ниспослано в Коране, как например, хадисы про наказание за прелюбодеяние и т.п. (см.: «Дирасат аль-бид’а уа аль-мубтади’ин» шейха Расляна, 125-126).
(12) - Из-за своей неустойчивой позиции в этом вопросе.
(13) - Поистине звуки, которые произносятся при чтение Корана, язык, который это произносит, гортань, из которого они выходят, также чернила, которыми он записывается, и перо, которым пишут, и рука, также лист, на который его записывают – всё это является сотворённым, однако сам Коран – это Речь Аллаха, которая не является сотворённой (см.: «Ма’ариджи аль-кабуль», 1/289, см.: толкование шейха ан-Наджми, стр. 179).
(14) - В которых нет блага. А называют они приверженцев Сунны так потому, что приверженцы Сунны основываются в религии на доводах, взятых из Корана и Сунны. Как об этом писал шейх Мухаммад Сыддыйкъ Хасан Хан, а до него Шейхуль-Ислам ибн Тэймия (да будет милостив к ним Аллах).
(15) - Потому, что приверженцы Сунны подтверждают все Имена и Качества (Всевышнего), которые установлены в Коране и Сунне, вместе с убеждением о том, что Всевышний Аллах – нет ничего подобного Ему. Однако приверженцы страстей (ложно) полагают, что подтверждение Качеств так, как это пришло в Коране и Сунне, является уподоблением и приданием образа и облика! (См.: толкование шейха ан-Наджми, стр. 183).
(16) - Потому, что приверженцы Сунны верят в предопределение, и что оно, как благое, так и плохое, от Аллаха. И приверженцы Сунны говорят, что всё предопределённое исходит от Аллаха, Его воли и желания. А къадариты называют веру в предопределение и его подтверждение джабризмом (см.: толкование шейха ан-Наджми, стр. 183).
(17) - Потому, что приверженцы Сунны убеждены в том, что вера (иман) понижается. А хариджиты убеждены, что понижение веры – это неверие! Так как вера у них – это дело твёрдо установленное, которое не меняется, не повышается и не понижается (см.: толкование шейха ан-Наджми, стр. 183).
(18) - Насыбиты – это те, кто порочил ‘Али  и его сторонников (его семью и близких), и они враждуют с ним по причине того, что произошло из сражений и смут. Насыбиты – это нововведенцы (сектанты), отклонившиеся от истины. Однако рафидиты называют этим именем приверженцев Сунны, так как превзошли все границы в отношении семьи Пророка , возвысив ‘Али, придав ему божественное начало! (См.: толкование шейха ан-Наджми, стр. 183).
(19) - То есть: «Приверженцы Сунны», «Приверженцы Истины», «Следующие путём Пророка  и его сподвижников». У них один путь – путь Посланника Аллаха (ﷺ), их доводы - это Книга Аллаха и хадисы Его пророка (ﷺ), их понимание – это понимание первых поколений Ислама. И все те описания, которые дают им приверженцы лжи и заблуждения, все те ярлыки, которые вешают на них нововведенцы и сектанты, не имеют к ним никакого отношения! Напротив, приверженцы Сунны противоречат всем вышеупомянутым сектам и всем тем названиям, которые они им дают.
(20) - Здесь имеется в виду философия, которая связана с вероубеждениями (из примечаний шейха Расляна).