Тавҳид форуми
О запретности зажигании светильников над могилами - Printable Version

+- Тавҳид форуми (https://tavhid.com/forum)
+-- Forum: Русский раздел (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=68)
+--- Forum: Вероубеждение (Акыда) (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=69)
+---- Forum: Чрезмерность в отношении могил (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=110)
+---- Thread: О запретности зажигании светильников над могилами (/showthread.php?tid=3056)



О запретности зажигании светильников над могилами - абу София - 04-23-2015

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего

О запретности зажигании светильников над могилами


Одним из проявлений возвеличивания могил является так же и освещение их светильниками, лампами и прочим. Те, которые освещают могилы, намереваются этим возвеличить покойного, дабы не была его могила мрачной. Это является одним из порицаемых излишеств. Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) и его сподвижники умерли, и никто из них не завещал, чтобы люди освещали их могилы. А ведь если это было бы узаконено шариатом, то они были бы более достойны этого, чем все остальные люди.
Более того, зажигание светильников над могилами является бесполезной тратой средств, а ведь Аллах и Его Посланник (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) запретили расточительствовать в имуществе. Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует» (аль-‘Араф, 31). Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, расточители – братья дьяволов» (аль-Исра, 27).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) в толковании слов «расточители» сказал: «Это те, которые тратят без права» (аль-Бухари, «Адабуль-Муфрад», 445).
Всевышний Аллах сказал: «Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он – Наилучший из дарующих удел» (Саба, 39).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) в толковании этого аята сказал: «(То есть) что бы вы ни израсходовали без расточительства и скупости» (аль-Бухари, «Адабуль-Муфрад», 443).
Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Поистине, Аллах доволен для вас тремя вещами и не доволен тремя: Он доволен, когда вы поклоняетесь Ему и не приобщаете Ему ничего в сотоварищи; когда все вы держитесь за вервь Аллаха; и когда вы искренне относитесь к тому, которого Аллах поставил управлять вашими делами (т.е. к правителю). А не любит Он пустословие, множество вопросов и бесполезную трату имущества» (аль-Бухари, «Адабуль-Муфрад», 442).
Ибн Къудама (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Не дозволено зажигать светильники над могилами, поскольку в этом бесполезная трата имущества и излишество в возвеличивании могил, подобно возвеличиванию идолов» (См. «Аль-Мугъни», 3\440-441).
А Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) в «аль-Зауаджир ‘анйкътираф аль-Кабаир» отнес зажигание светильников над могилами к числу тяжких грехов.
Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Является запретным зажигать светильники над могилами и возводить над ними мечети. И является обязательным для каждого уничтожать их, и я не знаю разногласия в этом между известными учеными» (См. «Аль-Ихтийарат аль-‘Ильмийа», стр. 52).
Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Входит ли (под) зажигание светильников над могилами, установление электрических ламп для освещения кладбищ?
Ответ: «Если это - места, в которых не нуждаются люди, например, если это - просторное кладбище и в нем есть место, где люди уже завершили захоронение, то нет нужды в этом месте зажигать светильники, поэтому там не зажигают. Однако если это место, в котором погребают, по причине чего освещают то, что вокруг него, то было сказано о дозволенности этого, поскольку в таком случае не зажигают освещение, кроме как ночью. И нет в этом указания на возвеличивание могил, а зажигают это для нужды.
Однако мы считаем, что это следует абсолютно запрещать по следующим причинам:
1 – Нет в этом необходимости (даруры).
2 – Если люди находят необходимость в этом, то у них есть автомобили, посредством которых они могут зажечь их фары, и решится их дело, или они могут взять собой светильники.
3 – Если откроются двери этого, то увеличится в сердцах людей зло (порочность), и невозможно будет потом обуздать его. Предположим, что они зажгут освещение после утренней молитвы (фаджра) и будут хоронить покойного, тогда кто возьмет на себя ответственность отключить это освещение?
Ответ: Может случится так, что они оставят (освещение влюченным), затем оно так и останется, словно над могилами зажгли светильники. Поэтому, мы считаем, что это запрещено категорически. Но если на кладбище есть комната, в которую кладут (для хранения) необожженные кирпичи и прочее, то нет проблем освещать ее, поскольку она расположена далеко от могил, и к тому же освещается только внутренняя часть комнаты, и освещения не видно снаружи. Поэтому я надеюсь, что в этом нет проблем.
Важно то, что для человека является обязательным сторониться как можно дальше от всех путей, ведущих к многобожию. И он должен учитывать не только те обстоятельства, в которых он пребывает в настоящее время, напротив, он должен учитывать и то, что может произойти в последующем, поскольку этот вопрос не является маловажным»
(См. «Къаулюль-Муфид», стр. 255-256).
Шейх Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Не дозволено освещать кладбища, напротив их лишают освещения. Если люди будут нуждаться в захоронении покойного ночью, то они должны будут взять с собой светильники, как делал это Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) и как поступали его сподвижники, когда хоронили (кого-либо) ночью».
Также шейх Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Является обязательным, чтобы могилы были лишены освещения, поскольку освещение является средством, ведущим к превращению могил в идолов» (См. «И’анатуль-Мустафид», 1\410-411).


И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!


Перевод: Абу Сумая Казахстани