Правильные вероубеждения относительно правителей - Printable Version +- Тавҳид форуми (https://tavhid.com/forum) +-- Forum: Русский раздел (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=68) +--- Forum: Методология (Манхадж) (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=70) +---- Forum: Правитель (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=106) +---- Thread: Правильные вероубеждения относительно правителей (/showthread.php?tid=3048) |
Правильные вероубеждения относительно правителей - абу Абдуррахим - 04-19-2015 Правильное вероубеждение, касающееся обязательств перед правителями из числа мусульман 10 - Приверженцы Сунны и единой общины убеждены в том, что Всевышний Аллах вменил в обязанность верующим подчинение их правителям в том, что не является грехом по отношению к Аллаху. И они убежденно верят в то, на что указывают слова Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم), которые передаются в хадисе ‘Убадаты ибн ас-Самита, да будет доволен им Аллах:
اسمَعْ وأطِعْ في عُسرِك ويُسرِك ومَنشَطِك ومَكرَهِك وأثَرةٍ عليك، وإنْ أكَلوا مالَك وضرَبوا ظهرَك إلَّا أنْ يكونَ معصيةً «Слушайся и повинуйся (правителю из числа мусульман) когда тебе тяжело и когда легко, в здравии (в бодрости) и в немощности (в усталости), в то время когда это не угодно тебе, даже если он будет забирать твоё имущество и бить тебя по спине! (Слушайся и повинуйся) кроме как в грехе!»(1) Хадис этот приводит Ибн Хиббан в своём сборнике «Сахих» с хорошим (хасан) иснадом(2), а основа этого хадиса имеется в обоих сборниках «Сахих».
Запрет на выход против правителя: (Приверженцы Сунны и единой общины) убеждены в запрете выхода против правителей, даже если они грешат, преступают границы дозволенного и поступают несправедливо, до тех пор, пока они не увидят совершение ими явного неверия, на которое у них есть довод от Аллаха(3), согласно словам Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم): خِيارُ أئِمَّتِكمُ الَّذِين تُحِبُّونَهم ويُحِبُّونَكم. ويُصلُّونَ عليكم وتُصلُّونَ عليهم. وشِرارُ أئِمَّتِكم الَّذين تُبْغِضُونَهم ويُبْغِضُونَكم وتَلْعَنُونَهم ويَلْعَنُونكم. قِيلَ: يا رسولَ اللهِ ! أفلا نُنَابِذُهم بالسَّيْفِ ؟ فقال: لا. ما أقاموا فِيكمُ الصَّلاةَ. وإذا رأيتُم مِن وُلاتِكم شيئًا تَكْرَهُونَه ، فاكْرَهوا عمَلَه ، ولا تنْزِعوا يدًا مِن طاعَةٍ «Лучшие из правителей – это те, которых вы любите и которые любят вас. Вы молитесь за них, и они молятся за вас. А худшие из правителей те, которых вы ненавидите, и которые ненавидят вас. Вы проклинаете их, и они проклинают вас». Тогда его спросили: «О Посланник Аллаха, не следует ли нам сражаться против них с мечом в руках?» На что он (صلى الله عليه وسلم) ответил: «Нет, (нельзя воевать против них) до тех пор, пока они не перестанут совершать с вами молитву. Если же вы увидите в своем правителе нечто, что вам не нравится, то вам надлежит испытывать к этому неприязнь, но не отказываться от повиновения (ему)».
Или как приводится в другой версии: ألا مَن وليَ علَيهِ والٍ فرآهُ يأتي شَيئًا مِن معصيةِ اللَّهِ فليَكْرَهْ ما يَأتي مِن معصيةِ اللَّهِ ولا ينزِعَنَّ يدًا مِن طاعةٍ «Если поставлен над вами правитель, и вы увидели совершённое им ослушание Аллаха (грех), то чувствуйте неприязнь к тому, что является ослушанием Аллаха, но не оставляйте подчинение ему!»(4) Хадис от ‘Ауфа ибн Малика, да будет доволен им Аллах, приводит имам Муслим.
Наказания тому, кто вышел против них (т.е. правителей из числа мусульман)(5): Вышедшему из общины (джама’ата) мусульман, Законодателем (Всевышним Аллахом) предписаны суровые наказания и возмездия, как в этом мире, так и в мире вечном, по причине величия совершаемого им преступления. Они следующие: - тот, кто вышел из-под подчинения (правителю) и отделившийся от общины мусульман, если умрёт на этом, то умрёт смертью первого невежества (джахилии)(6); - тот, кто вносит раскол в единство мусульман, с ним не поступают так, как поступают с порядочными людьми, из-за греха, который он совершает, - у того, кто разделяет общину мусульман (отделяется от неё), не будет перед Аллахом в Судный День никакого довода на свои действия - тому, кто отделяется от общины мусульман, сопутствует шайтан; - у того, кто разделяет общину мусульман, кровь становится дозволенной.(7) Мольба за правителей мусульман: Приверженцы Сунны и единой общины убеждены, что мольба за правителей мусульман, чтобы они были праведными, благими, чтобы исправились в лучшую сторону, является похвальным делом, в чём нет сомнения. И это является признаком приверженцев Сунны. Как сказал об этом имам аль-Барбахари (рахимаху Ллах) в «Китаб ас-Сунна»: «Если ты видишь человека, который взывает к Аллаху против правителя, то знай, что он приверженец страстей (новшеств). А если ты видишь человека, которые взывает к Аллаху за правителя, чтобы Он исправил его, то знай, что он приверженец Сунны, если пожелает Аллах. Как говорил аль-Фудэйль ибн ‘Ийяд: «Если бы у меня была мольба, то я непременно бы посвятил бы её правителю». Нам было приказано взывать к Аллаху за них, чтобы они исправились, и нам не было приказано взывать к Аллаху против них, даже если они совершают грехи и поступают несправедливо, так как их грехи во вред им и во вред мусульманам, а их исправление – во благо им и во благо мусульманам!»(8) Имам ас-Сабуни (рахимаху Ллах) в книге «’Акыйдату ас-саляф уа асхуби аль-хадис» писал: «Они (саляфы, приверженцы Сунны) считали необходимым совершать мольбу за правителей, (прося Аллаха) исправления для них, помощи и содействия им, и праведности». Запрет на ругань правителей из числа мусульман: Приверженцы Сунны и единой общины считают, что ругань правителей мусульман является тем, что запретил шариат, и в этом было единогласное мнение взрослых (больших) сподвижников Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم). Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, говорил: «Взрослые (большие) наши сподвижники из числа сподвижников Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) запрещали нам это, приводя слова (Пророка (صلى الله عليه وسلم)), который сказал: لا تَسُبُّوا أُمَراءَكم ولا تَغُشُّوهم ولا تُبْغِضوهم واتقوا اللهَ واصبِروا فإنَّ الأمرَ قريبٌ «Не ругайте ваших правителей и не обманывайте их, и не испытывайте к ним ненависти, и бойтесь Аллаха, и терпите, ведь, поистине, (Судный День) близок!»(9) Хадис приводят Ибн аби ‘Асым в «ас-Сунна» и другие.
(3) - Как пришло в хадисе:Из книги "Правильные вероубеждени" шейха Барджиса.
________________________________________Перевёл Марат абу Зарр. (1) - Хадис приводят Ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна», 2/225, Ибн Хиббан в «Сахих», 4645. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Зъыляль аль-джанна». (2) - Иснад – это цепь передатчиков хадиса от составителя сборника до Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم). Или как приходит в определении: «Иснад – это сообщение о пути хадиса», то есть о том, как он дошёл до того, кто составил сборник по хадисам. إلا أن ترَوْا كفرًا بواحًا عندكم من اللهِ فيه برهانٌ «Если только вы не увидите явное неверие, на которое у вас будет доказательство от Аллаха!» (Хадис приводят имам Бухари, 7055 и имам Муслим, 1840)
(6) - Как пришло в хадисе:В разъяснении к этому хадису шейх ‘Усэймин, рахимху Ллах, говорил: «Пока мы не увидим явного неверия, то есть пока не увидим (руъйа) видением глаз или сердцем. Глазами - зрением, сердцем - знанием. То есть мы не опираемся на то, что мы полагаем или считаем, или то, что нам кажется, однако здесь должно быть знание, сопровождаемое убежденностью. И должно быть неверие (куфр), а не нечестие (фиск), как, например, у правителя, употребляющего опьяняющие напитки, или другие запретные вещи. В этом случае он будет нечестивцем (фасиком), но он не выходит из Ислама, и поэтому не дозволено выходить против него. Так как вред от выхода против него больше вреда, который приносит он сам. Слово «явное» (бауах – сарийх) происходит от слова «ардун бауах» - (которое означает) пустая земля, на которой нет деревьев, кустов, построек, т.е. ничего, и всё на ней видно четко и далеко. Поэтому необходимо чтобы неверие было явным, в котором ни у кого не будет сомнения. Как, например, когда он призывает к замене шариата, или к оставлению молитвы, или к другим подобным вещам, что есть явное неверие (куфр), которое не допускает истолковывания. То же, что допускает истолковывание (таъуиль), не является причиной дозволяющей выход против него (правителя). Также то, что мы считаем неверием, однако другие не считают это таковым, (то есть, то в чём есть разногласие), также не дозволяет выход против него, потому что это уже не явное неверие. Также должно быть «доказательство» (бурхан). Должен быть явный довод на это неверие (куфр), не мнение или решение, согласно старанию и усилию (иджтихаду) какого-то учёного, и не сравнение по аналогии (къыяс)...." (Сл.: «Сильсиляту лика аль-баб аль-муфтух», запись 94, сторона «б», 1:19) (4) - Хадис приводит имам Муслим, 1855. (5) - То есть последствия, которые ждут того, кто совершит выход против правителя мусульманина. من كره من أميرِه شيئًا فليصبر ، فإنَّهُ من خرج من السلطانِ شبرًا مات ميتةَ جاهليةٍ «Тот, кто почувствовал неприязнь к несправедливости от своего правителя, пусть терпит. Ибо поистине, если он выйдет из под подчинения ему хотя бы на пядь и умрёт (в таком положении), то умрёт смертью джахилии» (хадис приводит имам Бухари, 7053, 7054, 7143, и имам Муслим, 1848)
Смерть джахилии (подобна смерти периода невежества) может быть и у того, кто находится в Исламе. То есть он умирает с грехом, подобным смерти в невежестве, в разобщённости, что указывает на величие этого ослушания, как говорил шейх ‘Усэймин, рахимаху Ллах, в толковании хадисов сборника «Сахих» имама Бухари. (7) - И это возможно после того, как его призовут к покаянию и оставлению этого греха, и он откажется выполнить приказ. Как это имело место во времена четвёртого праведного халифа ‘Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах, когда после переговоров с бунтовщиками (хариджитами) он приказал сражаться с ними, и они были побеждены армией халифа. (8) - См.: «Шарх ас-Сунна», 137. (9) - Хадис приводят Ибн аби ‘Асым в «ас-Сунна», 1015, аль-Бейхакъый в «Шу’аб аль-Иман», 7264. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в его примечаниях к «Китаб ас-Сунна». |