Тавҳид форуми
Что такое аль-и’тикаф, какое его положение в Исламе, что дозволенно в нем, а что нет - Printable Version

+- Тавҳид форуми (https://tavhid.com/forum)
+-- Forum: Русский раздел (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=68)
+--- Forum: Пост (Ураза) (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=72)
+--- Thread: Что такое аль-и’тикаф, какое его положение в Исламе, что дозволенно в нем, а что нет (/showthread.php?tid=2788)



Что такое аль-и’тикаф, какое его положение в Исламе, что дозволенно в нем, а что нет - абу София - 07-14-2014

БисмилЛяхи ар-Рахмани ар-Рахим


Что такое аль-и’тикаф, какое его положение в Исламе, что дозволенно в нем, а что нет и дозволено ли женщинам соблюдать аль-и‘тикаф в мечетях?


Шейха ибн База (да смилуется над ним Аллах) спросили: «Что такое аль-и‘тикаф? Если человек захочет совершить аль-и’тикаф, то что ему следует совершать и отчего ему следует воздержаться? Дозволено ли женщине совершать аль-и‘тикаф в запретной мечети (в Мекке)?..»
Шейх ответил: «Аль-и‘тикаф – это поклонение, которое является сунной. Лучше его совершать в месяце Рамадан в любой мечети, в которой совершают групповую молитву. О чем сказал Всевышний Аллах: «Не вступайте с ними в близость, когда вы совершаете аль-и‘тикаф в мечетях» (аль-Бакъара,187). Нет проблем, чтобы совершали аль-и’тикаф в запретной мечети (в Мекке) и пророческой как мужчины, так и женщины, если это не принесет вреда молящимся и никому не причинит страдания. Тому, кто совершает аль-и’тикаф, надлежит пребывать в мечети, быть занятым поминанием Аллаха и поклонением Ему, и не выходить из мечети, кроме как по нужде, например для исправления малой и большой нужды и прочего. Или выходить из мечети, чтобы принести себе еду, если не получается, чтобы кто-либо доставил ему еду. Поэтому он может выходить из мечети по своей нужде, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выходил по нужде своей. И недозволенно женщине вступать с ее мужем в близость, тогда как она совершает аль-и’тикаф, так же, как и мужу недозволенно иметь близость со своей супругой в то время, когда он в состоянии аль-и’тикафа. Ибо Всевышний Аллах сказал: «Не вступайте с ними в близость, когда вы совершаете аль-и’тикаф в мечетях» (аль-Бакъара,187). Также будет лучше для него, чтобы он часто не беседовал с людьми, а был занятым поклонением Аллаху и подчинением Ему. Однако если мужчину проведают некоторые его братья, или навестят женщину некоторые ее махрамы или сестра по вере, и она будет беседовать с ними, то в этом нет проблем. Пророка (мир ему и благословение Аллаха) навещали его жены, когда он был в состоянии аль-и’тикафа, он беседовал с ними, затем они уходили. И это указывает на то, что в подобном деянии нет никаких проблем.
Аль-и’тикаф – это пребывание в мечети для повиновения Всевышнему Аллаху, независимо от того, будет этот срок маленьким или большим, поскольку, как мне известно, не пришло то, что указывает на ограничение, ни одним днем, ни двум и ни большим. Аль-и’тикаф – это узаконенное поклонение, кроме как если человек не дал обет (назр) Аллаху, что он совершит аль-и’тикаф, в этом случае совершение аль-и’тикафа для него является обязательным действием. Аль-и’тикаф может совершать женщина и мужчина, они равны в этом обряде поклонения. И не обуславливается, чтобы они были постящимися по более правильному мнению. Если мужчина или женщина будут совершать аль- и’тикаф вне месяца Рамадана, тогда как они не являются постящимся, то в этом нет проблем [1]»
(См. «Маджмуъ Фатауа»15\440).
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) также сказал: «Желательно тому, кто хочет совершить аль-и’тикаф, войти в мечеть, предназначенную для совершения аль- и’тикафа, после утренней молитвы на двадцать первый день и выходить из нее, когда завершатся десять дней, чтобы последовать в этом Пророку (мир ему и благословение Аллаха). И нет проблем, если он прервет свой аль-и’тикаф, кроме как если этот аль-и’тикаф не будет в качестве выполнения обета, который был дан Аллаху. Лучше будет, если человек, совершающий аль-и’тикаф, предназначит определенное место в мечети, чтобы отдыхать там, если ему предоставляется такая возможность. Было узаконено совершающему аль-и’тикаф, чтобы он много поминал Аллаха, читал Коран, просил прощение у Аллаха, взывал к Нему и совершал добровольные молитвы в не запретное время [2].
И нет проблем, чтобы проведывали его некоторые друзья и беседовали с ним. Как навещали Пророка (мир ему и благословение Аллаха) его некоторые жены, и они беседовали с ним. Один раз его навестила София (да будет доволен ею Аллах), тогда как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был с состоянии аль-и’тикаф в месяце Рамадан, а когда она вставала, то он тоже вставал и провожал ее до двери мечети. (аль-Бухари,2934 и Муслим,2175). И это указывает на то, что в подобном действии нет никаких проблем. Его это отношение указывает на его совершенную скромность и хорошее взаимоотношение с его женами. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех тех, кто последовал по его пути самым наилучшим следованием от всякого зла и бедствия!»
(См. «Маджмуъ Фатауа»15\442).
Шейха Ибн Усаймина (да смилуется над ним Аллах) спросила некая женщина: «Я совершаю аль-и’тикаф в запретной мечети (в Мекке). До этого я искала свою сестру, которую я люблю ради Аллаха и сильно хочу повидать ее уже на протяжении многих лет. И вот сегодня по предопределению Аллаха я встретилась с моими сестрами, которые хотят со мной отправиться домой к той сестре, чтобы повидать ее. Если я не увижу ее сегодня, то возможно я не смогу ее увидеть так легко впредь. Она не может прийти ко мне в мечеть по причине ее месячных (хайда). Будет ли считаться мой выход из аль-и’тикафа крайней необходимостью, чтобы повидать ее?».
Ответ: «Обязательно является знать, что аль-и’тикаф является сунной, то есть если человек нарушит его без уважительных оправданий, то нет на нем греха. В данный момент совершение аль-и’тикафа в последние десять дней месяца Рамадан является сунной, и нет в этом сомнения. Однако если человек выйдет из мечети и нарушит свой аль-и’тикаф, то нет на нем ничего, поскольку оно является сунной. Сунну же дозволено оставлять, даже без уважительных причин. Однако не следует оставлять сунну без уважительных оправданий. А той женщине, которая говорит, что она хочет встретиться со своей сестрой по вере, однако ей не удается этого сделать, кроме как если она не выйдет из аль-и’тикафа, мы скажем: Ей лучше остаться в своем аль-и’тикафе, а если она выйдет, то нет в этом проблем, однако (ее) аль-и’тикаф будет недействительным. Ибо выход из аль-и’тикафа без необходимости делает его недействительным» (См. «Маджмуъ Фатауа» 20\177).
Шейха Раби’а аль-Мадхали (да хранит его Аллах) спросили: «Дозволено ли женщине совершать аль-и’тикаф дома, или необходимо совершать его в мечети?».
Ответ: «Аль-и’тикаф не узаконен, кроме как в мечетях, в которых совершается пятничная молитва. Не будет правильным аль-и’тикаф вне мечети, поскольку этим и’тикафом отпадет молитва «аль-джума’» тогда как она является одной из самых обязательных обязательств. Поэтому ученые-фукъаха строго обусловили, чтобы аль-и’тикаф совершался в мечетях, в которых совершается пятничная молитва. Шейх аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) считал, что недозволенно совершать аль-и’тикаф, кроме как в трех мечетях и все (т е. в запретной мечети в Мекке, мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и мечети аль-Акъса – прим.пер). Да благословит вас Аллах, вы ныне расширяете этот вопрос, чтобы совершать аль-и’тикаф в домах. Нет. Если недозволенно совершать аль-и’тикаф в обычных мечетях, то как теперь может быть дозволенным совершение его в домах? Поэтому женщина должна совершать аль-и’тикаф в мечети, в которой совершается пятничная молитва, да благословит вас Аллах! Это постановление распространяется и на женщину, и никто из ученых ислама не исключал из этого постановления женщин, насколько я знаю. Да благословит вас Аллах» (См. «Изалятуль-ильбас ‘амма иштабаха фи азхани ан-нас»)

И в заключении воздаю хвалу Аллаху, Господу миров!

Перевод: Абу Сумая Казахстани
Редактор текста: Абу Сулейман Руси


[1] Прим. переводчика: Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) считал, что аль-и’тикаф не узаконен, кроме как в последние десять дней месяца Рамадана. (См. «Шарх аль-Арба’ин ан-Науауи» стр.206).

[1] Прим. переводчика: ‘Укба ибн ‘Амир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) запретил нам совершать добровольные намазы и хоронить покойников в течение трех периодов времени: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом на высоту копья; когда солнце находится в зените до тех пор, пока оно не пройдет свою высшую точку; во время заката солнца, пока оно не сядет» (Муслим).