Условия принятия поклонения - Printable Version +- Тавҳид форуми (https://tavhid.com/forum) +-- Forum: Русский раздел (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=68) +--- Forum: Вероубеждение (Акыда) (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=69) +--- Thread: Условия принятия поклонения (/showthread.php?tid=2615) |
Условия принятия поклонения - абу София - 04-26-2014 С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
Условия принятия поклонения Шейх Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Деяния не принимаются, кроме как при наличии двух условий:
Первое условие: чтобы это деяние было совершено искренне ради Аллаха. Второе условие: чтобы оно было совершено в соответствии с Сунной Посланника, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла [1]. О чем свидетельствуют слова Всевышнего: «Они сказали: «Не войдет в Рай никто, кроме иудеев или христиан». Таковы их мечты. Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду». Напротив, кто покорит свой лик ради Аллаха, совершая добро, тот получит награду от своего Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «аль-Бакара» 111-112 - аяты). Человек не войдет в Рай, кроме как при наличии этих двух условий: кто покорит свой лик ради Аллаха, совершая добро. Тот же, кто нарушит эти условия, не войдет в Рай. Слова Всевышнего: «Напротив, кто покорит свой лик ради Аллаха» указывают на проявление искренности в делах так, чтобы не были в них малого и большого многобожия. А слова Всевышнего Аллаха: «совершая добро» указывают на второе условие, а смысл этих слов заключаются в том, чтобы деяние соответствовало Сунне Посланника, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла. Любые деяния, которые не соответствуют этим двум условиям, не будут действительными. Ибо если в деянии проявляется многобожие, то это дело будет отвергнуто, как и если в нем будет проявляться религиозное нововведение, то это дело также будет отвергнуто. Исходя из слов Пророка, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла: «Деяние того, кто совершил какое-либо дело, на которое не было нашего приказа, будет отвергнуто» (Муслим 4494). В другой версии хадиса было сказано: «Если кто-нибудь внесет в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, оно будет отвергнуто» (аль-Бухари 2697). Если человек совершает какое-либо дело в религии, которое не узаконил Посланник, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла, то это дело будет считаться религиозным нововведением, и оно будет отвергнуто и ничего не будет принято, какое бы благое намерение ни было бы у человека. Этого требует свидетельство «ля иляха илля Ллах, Мухаммадур-РасулуЛлах (Нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад - Посланник Аллаха)». Смысл свидетельства «ля иляха илля Ллах (Нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха)» в необходимости совершения праведных деяний искренне ради Аллаха. Смысл свидетельства «Мухаммадур-РасулуЛлах (Мухаммад — посланник Аллаха) содержит в себе необходимость убежденности во всем, что он сообщил; следование за ним; оставление всего того, что он запретил. Что касается того, кто свидетельствует о том, что Мухаммад – посланник Аллаха, однако не следует ему и не совершает религиозные дела в соответствии с его Сунной, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла, напротив, совершает религиозные нововведения, то его свидетельство будет недействительным, точно так же, как и того, кто свидетельствует о том, что нет иного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха (ля иляха илля Ллах), тогда как он приобщает к Аллаху сотоварищей. Если ты свидетельствуешь, что Муххаммад - посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла, однако вносишь какое-либо религиозное нововведение или же следуешь приверженцам нововведений и отклонений, это означает, что ты последовал за этими приверженцами нововведений и отклонений, в то время как законодателем является Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла, а не какой-либо человек, или ученый, или шейх. Поистине, ученые следуют за Посланником, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла. И нельзя следовать за тем, кто отклонился от пути Посланника, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла, даже если он будет ученым, поскольку существуют имамы, вводящие людей в заблуждения. Пророк, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла, сказал: «Поистине, я боюсь для своей общины имамов, которые вводят людей в заблуждения» (Абу Дауд в «сунани», 4252, Тирмизи в «сунани», 2229, ибн Мажах в «сунани», 3952, имам Ахмад в «муснади», 17156.). Религия — это то, с чем пришел Пророк, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла. Пророк же, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла, расстался с жизнью лишь тогда, когда религия Аллаха стала совершенной. Посему если кто-либо добавит в религию Аллаха что-либо после Посланника да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла, желая сделать это из религии, то это будет религиозным нововведением, которое будет отвергнуто. Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я для вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (сура «аль-Маида» 3 - аят). Этот аят был ниспослан Пророку, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла, когда он стоял на горе Арафат в прощальном хадже. Он после этого жил два месяца и несколько дней, после чего скончался, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла. Он не скончался, кроме как после того как Аллах полностью завершил религию. Поэтому достаточно нам того, что мы совершаем дела согласно тому, с чем пришел наш Пророк, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла, не добавляя ничего и не убавляя, если мы желаем спасения. Что касается того, кто желает узаконить для людей что-либо в религии и принести им противоречащие шариату обычаи и новшества, то такой человек вводит людей в заблуждения. Однажды Пророк, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла, обратился к сподвижникам с увещеванием, от которого сердца испытали страх, а из глаз потекли слезы. Тогда сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха, это похоже на увещевание прощающегося, так дай же нам наставление!». Он сказал: «Вот мое наставление вам: бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха; и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет невольник. Поистине, тот из вас, кто проживет довольно долго, увидит много разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путем, держитесь за нее коренными зубами и сторонитесь новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение, а каждое заблуждение в огне». Пророк, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла, говорил на своих проповедях: «Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучшее руководство – это руководство Мухаммада, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла. Худшие же деяния – это (религиозные) нововведения, а каждое (религиозное) нововведение – заблуждение». Вот таким образом Пророк, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла, увещевал людей, чтобы они придерживались Корана и Сунны, и предостерегал их от религиозных нововведений. Всевышний Аллах ниспослал для нас суру «аль-Фатиха» и обязал нас чтением ее в каждом рака’ате из наших намазов. И в конце этой суры мы говорим: «Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших» (сура «аль-Фатиха» 6-7 - аяты). Те, которых Аллах облагодетельствовал, являются обладателями полезных знаний и праведных деяний. Они являются теми, кто неуклонно следует за Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла. О чем Всевышний сказал: «Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» (сура «ан-Ниса» 69 - аят). «не тех, на кого пал гнев» — это обладатели знаний, которые призывают людей к заблуждению. Именно они являются теми, на кого пал гнев, поскольку не совершают дел согласно своим знаниям. Они знают истину, но не следуют ей, напротив, призывают к противоречию истине и к их страстям. Или же призывают к своим низменным желаниям, к которым они устремляются, или к высоким постам, которые занимают. Они призывают людей к тому, в чем не убеждены и о чем не знают. Все те, кто имеет знание, однако противоречат ему и не поступают согласно ему, являются попавшими под гнев. В их число входят иудеи, поскольку иудеи имеют знания, о чем сказал Всевышний: «Те, кому Мы даровали Писание, знают его (то есть пророка Мухаммада) как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину» (сура «аль-Бакара» 146 - аят). Иудеи знают, однако не поступают согласно своим знаниям, поэтому они являются теми, на кого пал гнев. И подобные им из этой общины, которые противоречат своим знаниям, не совершают в соответствии со знаниями, не выносят правдивое решение, не говорят истину, не призывают к единобожию (таухиду) и не предостерегают людей от многобожия (ширка), входят в число тех, на кого пал гнев. «и не заблудших» — это невежды, которые поклоняются Аллаху на основании невежества, без довода. Напротив, поклоняются Аллаху посредством религиозных нововведений и предрассудков, в пользу чего Аллах не ниспослал никакого доказательства. Любой приверженец религиозных нововведений, любой, кто вносит нечто новое в религию, не имеющее к ней никакого отношения, входит в число заблудших людей. Поэтому ‘АбдулЛах ибн Мубарак, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Тот, кто испортился из наших ученых, уподобился иудеям. Тот же, кто испортился из наших поклоняющихся, уподобился христианам». Подтверждение этого содержится в кораническом аяте: «Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших»». И в заключении я воздаю хвалу Аллаху Господу миров!
Отрывок из книги «Важность единобожия и его положение в Исламе» шейха Солиха ибн Фаузана аль-Фаузана, перевод (книги) которой, по милости Аллаха, выполнил: Абу Сумая Казахстани.
_____________________________________[1] Прим. переводчика. Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Знайте, о, братья, следование Сунне не воплотится, кроме как если поклонение не будет соответствовать шари’ату в шести положениях:
Первое: поклонение должно соответствовать шари’ату в установленной причине. Так вот, если человек будет поклоняться Аллаху, связывая это с причиной, которая не является шариатской причиной, то это дело будет считаться религиозным нововведением, которое отвергается. Пример этому: Некоторые люди оживляют двадцать седьмую ночь месяца раджаба (ночным намазом) под предлогом, что эта та ночь, в которой Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла, вознесся на небо. (Да) ночная молитва (ат-тахаджуд) является поклонением, однако в связи с тем, что люди связали это поклонение не с шариатской причиной, оно считается религиозным нововведением, поскольку это поклонение основано на причине, которую шариат не установил, а необходимо, чтобы поклонение соответствовало шариату в причине… Второе: поклонение должно соответствовать шари’ату в установленном виде. Поэтому если человек будет поклоняться Аллаху каким-либо неузаконенным видом, то это поклонение не принимается. Пример этому: человек в качестве праздничного жертвоприношения принес в жертву лошадь, это противоречит шариату в виде, поэтому это жертвоприношение будет недействительным, ведь в качестве праздничного жертвоприношения приносят в жертву лишь: верблюда (и верблюдицу); корову (быка); овцу (барана, козла и козу). Третье: поклонение должно соответствовать шари’ату в установленном количестве. Если человек пожелает совершить намаз больше обязательного, то это будет считаться религиозным нововведением, которое не будет принятым, поскольку это противоречит шариату в количестве. Поэтому если человек совершит полуденную молитву (аз-зухр) пять рака’атов, то его молитва по единогласному мнению ученых будет недействительной. Четвертое: поклонение должно соответствовать шари’ату в образе. Если человек, совершая малое омовение, начнет с мытья ног, затем протрет голову, потом помоет руки и затем уже лицо, то мы скажем, что его омовение в таком случае является недействительным. Ибо этот образ омовения противоречит шариату. Пятое: поклонение должно соответствовать шари’ату в установленном времени. Если человек совершит праздничное жертвоприношение в начале дня зуль-хиджи, то это жертвоприношение не будет принятым по причине противоречия шариату в установленном времени. Я слышал, как некоторые люди в месяц рамадан приносят в жертву овцу, приближаясь этим к Всевышнему Аллаху. Этот поступок с их стороны является религиозным нововведением, поскольку нет ничего, что приближает к Аллаху посредством жертвоприношения, кроме жертвоприношения, которое было принесено в качестве «аль-удхии», «аль-хадьи» и «’акыки». Что касается жертвоприношения, которое было принесено в честь месяца рамадан (имея убеждение, что за это полагается награда подобна награде праздничного жертвоприношения), то оно считается религиозным нововведением. Но дозволено резать животное для употребления в пищу этого мяса. Шестое: поклонение должно соответствовать шари’ату в установленном месте. Если человек совершает и‘тикаф вне мечети, то его и‘тикаф в таком случае будет недействительным¸ так как и‘тикаф совершается только в мечетях. Если какая-либо женщина скажет: «я хочу совершить и‘тикаф в уголке своего дома, предназначенном для совершения намаза», то ее и‘тикаф будет недействительным, поскольку это противоречит шариату в установленном месте. Пример этому: человек хочет совершить обход вокруг Каабы, после чего сталкивается с тем, что вокруг Каабы весьма трудно совершать обход из-за множества людей, совершающих обход, в связи с этим этот человек совершает обход за мечетью, в таком случае его обход будет недействительным, поскольку место для совершения обхода является Кааба. Всевышний Аллах сказал пророку Ибрахиму: «…очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход» (сура «аль-Хадж» 26 -аят). Итак, поклонение будет правильным только при наличии двух условий: Первое: совершение его искренне ради Аллаха. Второе: совершение его согласно Сунне Пророка, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла. А следование согласно Сунне не воплотится, кроме как при наличии шести положений, которые были упомянуты выше. Поистине, я говорю им, которые были испытаны религиозным нововведением и у которых, возможно, благие намерения: если вы желаете добра, то, клянусь Аллахом, мы познаем путь добра лишь посредством пути праведных предшественников, да будет доволен ими Аллах» (см.: «аль-Ибда’ фи камяли аш-Шар’и уа хатар аль-Ибтида’» стр. 10-11). В заключении, наставление шейха Ибн ‘Усеймина, да смилуется над ним Аллах: «Поистине, я наставляю всех братьев мусульман, которые находят прекрасным что-либо из религиозных нововведений, независимо от того, касается ли это имен Аллаха или Его атрибутов, или же касается это Посланника Аллаха (ﷺ) и его возвеличивания, – бояться Аллаха; оставить это (религиозное нововведение); совершать свои дела на основании следования (Сунне Пророка, да восхвалит его Аллах и избавит от всякого зла), а не на основании внесения религиозных нововведений; совершать свои дела на основании искренности, а не на основании многобожия; совершать свои дела на основании Сунны, а не на основании религиозного нововведения; совершать свои дела на основании того, что любит ар-Рахман (Всемилостивый Аллах), а не на основании того, что любит шайтан» (см.: «аль-Ибда’ фи камяли аш-Шар’и уа хатар аль-Ибтида’» стр.12). |